Анализируя текущие трансформации, вызванные четвертой технологической революцией во всех сферах общественной жизни, можно увидеть общность происходящих изменений, затрагивающих в том числе поле архитектурной деятельности. Рассмотрение важнейших показателей устройства современного общества, его политики, экономики, социальной и духовной сфер, преломляющихся в архитектуре, помогает осознать картину общих положительных черт и угроз, которые несет сегодня стремительная цифровизация жизни. Выявление приоритетов актуальной архитектуры и новых профессиональных установок позволяет выявить текущие цели и задачи. Архитектура находится в состоянии активного внедрения в проектный процесс социального компонента и технологических новшеств. В потоке происходящих преобразований важнейшей задачей профессии становится ясное видение картины трансформаций в жизни и в профессии, осмысление технологических новинок, направленных во благо человеческой жизни, важнейшими составляющими которой становятся творчество, развитие личности, безопасность жизни и сохранение здоровья человека.
В статье рассматриваются современное прочтение и воплощение концепции «простоты» в архитектуре и взгляд на это понятие сквозь разные концептуальные фильтры прошлого века. Автор затрагивает теоретические труды модерниists и отмечает разницу в отношении к простоте разных его течений. Архитектурная феноменология, придающая высокую ценность концепции простоты, раскрывает ее в качестве инструмента для воплощения всего космоса мироздания, не ограничиваясь аскетизмом или минимализмом. Поздние теоретические работы обнаруживают воплощение простоты в народной архитектуре и осмысляют ее с точки зрения концептуальной опоры для современного проектирования. Проявление простоты в современной архитектуре изучается на почве работ архитекторов, номинированных на Притцкеровскую премию с 2000 по 2023 г.
Парадигма устойчивого развития ставит перед промышленной архитектурой новые задачи по организации адаптивности, повышению экономичности, энергоэффективности и экологичности проектных решений Достижения «Индустрии 4.0» являются технологической базой, на основании которой производственные объекты могут соответствовать требованиям современности. Выделены два полярных подхода к проектированию промышленных зданий. Первый подход позволяет создавать здания, ориентированные на перманентную перестройку производства под нужды новых технологий и изменения сортамента продукции. Второй подход подразумевает создание уникальной формы здания, подстраивающейся под особенности производственной цепочки и внешних сред, а также нацеленной на максимальное повышение энергоэффективности и экологичности одного типа производства. Проекты второго типа могут объединять производственную цепочку и окружающий контекст в ресурсном и энергетическом плане. Такой подход дает архитекторам большое разнообразие в выборе инструментария для создания экономически оправданного формообразования, что значительно улучшает эстетические характеристики данного типа объектов. Первый подход соответствует таким пунктам парадигмы устойчивого развития, как адаптивность и достижение цели минимальными ресурсами. Второй подход характеризуется соответствием максимальной энергоэффективности и экологичности промышленных объектов. Необходимо выявить специфику и характеристики архитектурных решений производственных объектов, требующих применения одного из выделенных подходов.
Важным и культурно значимым компонентом социально-экономического развития быстроразвивающихся городов становятся театрально-концертные здания с развитой социокультурной функцией, а также универсальные зрительные залы, включенные в структуру культурно-зрелищных комплексов, в частности, перепрофилированной промышленной архитектуры. В статье рассматриваются реализованные авторские концепции, основанные на осмыслении архитекторами взаимовлияния архитектуры и музыки. Показываются возможности решения актуальных комплексных задач как исполнительского искусства, так и города.
Современная практика дает немало примеров включения универсальных общественных пространств как с искусственным климатом, так и сезонных, в структуру многофункциональных жилых комплексов и зданий. Социальные изменения и потребности, а также строительные тенденции, ставят вопрос о развитии рекреационных, досуговых общественных пространств в «ближней зоне» пребывания жителей. Составление ретроспективы развития и внедрения таких пространств в проектирование должно способствовать выявлению факторов, влияющих на их устойчивость в рамках жилой структуры. В статье с помощью анализа исторического контекста и современной проектной практики выявляются положительные примеры, и на основе их анализа делаются выводы о тенденциях развития.
Бурное развитие современных медиа приводит к дигитализации многих социальных процессов. Интернет и цифровые системы помогают людям решать большое количество практических повседневных задач, сокращая тем самым число реальных социальных взаимодействий. Задача возобновления актуальности живых контактов лежит на общественных пространствах и объектах города. Общественные пространства являются структурообразующими компонентами в городской среде, они соединяются во взаимосвязанный каркас, состоящий из урбанизированного, культурно-исторического и природного слоев. Медийные устройства и поверхности образуют дополнительные элементы городской структуры, которые уже присутствуют в общественных пространствах и совершенствуются быстрыми темпами. Цифровые медиаресурсы насыщают городскую среду, дают толчок к развитию отдельных городских функций и в целом составляют еще один слой пространственного каркаса города — медиакаркас. Между тремя основными слоями городского каркаса (архитектурным, природным и мультимедийным) формируются сложные взаимосвязи, пространственные и функциональные взаимодействия. В статье анализируются преобразования общественных пространств, происходящие под влиянием медийных систем, приводятся примеры внедрения медиа в городскую среду, рассматриваются различные степени влияния цифровых компонентов на общественные и природные объекты города. Распространение медиа приводит к актуализации общественных пространств, которые уже сейчас работают в двух уровнях взаимодействий: реальном и цифровом.
Советский социалистический реализм непосредственно привел к появлению национальных форм в архитектурном дизайне в первые годы существования Китайской Народной Республики (КНР) и руководил созданием национальных форм в социалистических условиях. Влияние социалистического реализма на национальные формы в литературе и искусстве существует со времен яньаньского периода правления Коммунистической партии Китая. В первые годы существования КНР советский опыт систематически внедрялся с помощью трех основных подходов, включая переводы, визиты советских экспертов в Китай и визиты китайских архитекторов в Советский Союз. Китайские архитекторы также обсуждали проблему национальных форм. Введение советской плановой научной системы привело к тому, что исследования в области истории архитектуры послужили созданию национальных форм. Важной особенностью национальных архитектурных форм в социалистическую эпоху является воссоздание традиционных форм для выражения социалистического содержания. Специфическое социалистическое содержание проявилось в функциональности, стиле и отделке. Использование национальных форм также привело к созданию ряда региональных зданий.
Современная архитектура Бангкока многогранна, противоречива, экспрессивна, неоднозначна. Сочетая в себе прошлое и будущее, традиции и инновации, замкнутость и открытость, предсказуемость и неопределенность, создается впечатление, что именно из противоречий черпается ее главный смысл. Ей присущи спонтанные всплески, неожиданные повороты, непредвиденные трансформации. Формы переходят от прямолинейности к изогнутости, от угловатости — к сглаженности, от статичности — к текучести. Архитекторы, реализуя свои амбициозные идеи, придают мощный импульс развитию мировой архитектуры. Контраст — ключевой элемент городской среды Бангкока. В основе его архитектуры лежит эксперимент — как с формой, так и с пространством. Она нацелена на создание тесной взаимосвязи с окружающей средой, раскрытие художественно-эстетического потенциала, достижение выразительности, наполнение образностью, обращение к внутреннему миру человека.
В рассматриваемой научной работе был изучен исторический путь от торгового центра к торгово-развлекательному центру. Рассмотрены принципы формирования объемно-планировочной композиции торгово-развлекательных центров в мировой практике через призму творчества ведущих современных архитекторов. Важно отметить, что общая тенденция развития торгово-развлекательных центров свидетельствует о быстрой изменчивости этого типа торговых зданий, влекущей за собой рождение новых архитектурных образов и другого набора функциональных зон, что учитывает меняющиеся потребности и психологию потенциальных посетителей. Дальнейшие исследования опыта ведущих современных архитекторов будут способствовать развитию более совершенных методов архитектурного проектирования и создания новой типологии на базе торговоразвлекательного центра.
Статья посвящена раскрытию функций и смыслов города в пространстве современной культуры. Выявляются особенности его преобразований в XXI веке. Обобщающий уровень аналитических размышлений раскрывает содержание основных составляющих глобального культурного пространства, его морфотипов. Только определив природу, базовые модели и общие закономерности культурного пространства города, можно наметить пути его нормализации и совершенствования.
В статье анализируется современный этап развития системы регламентации в практике архитектурно-градостроительной сферы в России. Разгосударствление системы норм и правил этой деятельности, начавшееся с введением рыночных отношений, привело к появлению регламентационного вакуума, заполнение которого происходит различными способами, в том числе признанием зарубежных стандартов (Еврокодов и др.). Авторами выявляются плюсы и минусы заимствования различных иностранных стандартов и выбора режимов технического регулирования. Предлагаются направления развития системы регламентации как одного из механизмов защиты национального пространства в условиях глобализации.
Анализ физического состояния среды промышленно-конверсионных территорий — физический и моральный износ застройки, деградация прилегающих территорий, устаревшие функциональная и планировочная структуры; размещение в структуре города; площадь реконструируемого земельного участка; наличие объектов культурного наследия — позволяет определить методы развития стагнирующих территорий, а также группы архитектурных регламентов для предстоящей реновации. Проанализированы научная критика, некоторые проекты реновации промышленно- конверсионных территорий, применяемые в стратегиях повышения комфорта городской среды; эффективности пользования внутригородских земель. Сделаны выводы о возможности применения и комбинирования некоторых регламентов для реновации объекта исследования.
Сегодня Арктика становится новым «фронтиром» развития и стоит в центре внимания не только Арктических государств, но и всего мира. В первую очередь это связано с ресурсным богатством региона. Помимо этого, большую роль играет и транспортно-логистический потенциал Заполярья: с расширением возможностей Северного морского пути связаны возрастающие перспективы использования этой национальной транспортной артерии РФ. Как торговый маршрут Северный морской путь является кратчайшим путем между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой. В связи с этим в текущих условиях для Арктической зоны РФ (АЗРФ) особенно важным является разработка не только долгосрочной идейной, но и объемно-пространственной стратегии освоения, поддержания и развития региона. В статье анализируется освоенческий опыт СССР и других арктических государств, выявляются его положительные и негативные стороны с точки зрения организации жизни в АЗРФ. Помимо этого, производится поиск потенциальной стратегической базы дальнейшего развития Заполярья в условиях рыночной экономики, определяемой в виде рассмотрения Севера не как отдельной удаленной специфической территории, но «сетевого региона», состоящего из взаимосвязанных между собой равноправных населенных пунктов. В статье выдвигается гипотеза о выборе наиболее приоритетных направлений проектной деятельности для развития городских образований, способных не только улучшить качество жизни северных горожан, но и подстегнуть социально-экономическое, технологическое и инновационное развитие региона на основе проектной деятельности архитекторов.
Статья посвящена уличным практикам современного художественного искусства, присутствующим в 2010–2020-е гг. в пространстве городов разных стран мира и способствующим выявлению локальной идентичности места. В статье рассматриваются как позитивные, так и негативные примеры масштабного мурализма в качестве значимого явления в системе формирования уникального образа места в пространстве современных городов, а также фиксируются особенности внедрения фестивальных практик в отечественные общественные реалии. Рассматривается опыт использования уличного искусства для самоидентификации общественных пространств и жилых кварталов во Франции, Польше, России, Индии, Киргизии, Мексике, а также локальные примеры в отдельных крупных и малых городах стран Ближнего Востока, Азии и Африки.
Современная практика развития территорий массовой жилой застройки провоцирует опасность возникновения неисправимых градостроительных ошибок в отношении масштабного освоения бесчеловечной, антигуманной среды современного общества. Феномен «бесчеловечности» заключается в отсутствии жизни пусть даже в самом качественном исполнении утилитарной функции: архитектуре жилища и благоустройства придомовых территорий. При этом в жилой среде наблюдаются социальные сдвиги в сторону коллективизации и определения «территорий роста и саморазвития». Отечественная философия предрекает, что в ближайшее десятилетие в разных областях деятельности все сильнее будет превалировать ориентация не на индивидуума, а на группы субъектов — сравнительно небольшие объединения людей, совместно продвигающихся к намеченному результату. В области морфологии города в современном восприятии жилая среда видится полифункциональной и полиморфной. Статья опирается на анализ примеров воплощения нематериальных ценностей в формообразовании жилой среды (пространство для самореализации человека, коллективные пространства, территории здоровья и безопасности).
Территории массовой жилой застройки 1970–1990-х гг. строительства все меньше соответствуют современным требованиям качества и комфорта городской жилой среды и нуждаются в адаптации к демографическим, экономическим и социально-культурным изменениям. К главным недостаткам жилых районов можно отнести физический и моральный износ застройки, деградацию прилегающих территорий, устаревшую функциональную и планировочную структуры. Крупные жилые массивы в настоящее время расцениваются как важный внутригородской ресурс для повышения эффективности использования территории города. В статье сформулированы основные методы реконструкции с сохранением планировочных особенностей, трансформацией жилого фонда и обновлением содержания территорий с преобладанием массовой крупнопанельной 9-этажной застройки 1970–1990 гг. строительства с возможностью применения в Красноярске, а также крупнейших городах РФ. Разработана концепция проекта реконструкции 2-го микрорайона жилого района Северный города Красноярска, направленная на сохранение планировочных особенностей, повышение качества среды жизнедеятельности и адаптации к современным потребностям городских жителей при повышении эффективности использования территории.
Статья дает критический анализ масштабного справочника-путеводителя по новейшей архитектуре Москвы, выпущенного Москомархитектурой в 2024 г. Книга представляет собой краткий профессиональный перечень авторских маршрутов, сформированных известными знатоками современной архитектуры А. Мартовицкой и Ю. Шишаловой для продвижения по различным районам столицы, от самого центра до Новой Москвы и Сколково. В рамках заданных маршрутов авторы раскрывают наиболее яркие и значительные новые постройки города различных типологий, а также фиксируют наиболее впечатляющие элементы транспортной инфраструктуры, построенные в 2000–2024 гг.