Современная архитектура мира. Вып. 22 (1/2024) / Гл. ред., сост. Н. А. Коновалова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2024. — 344 с.
Contemporary World’s Architecture. Vol. 22 (1/2024) / Edid. by N. Konovalova. — Moscow, Saint-Petersburg: , Nestor-Istoriya, 2024. — 344 p.
Т. И. Возвышаева
РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ И АРХИТЕКТУРНОЙ МЫСЛИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Сооружения и современные города в целом являются основными источниками выбросов углерода и загрязнения природной среды. Одними из первых, кто обозначил важную роль архитектуры в движении к устойчивому развитию, были лидеры архитектуры хай-тек Ричард Роджерс и Норман Фостер. Возможности гуманизации городов и достижения устойчивого развития архитектуры они декларировали, обращаясь к публицистической деятельности, и пытались продемонстрировать в своих работах путем новаторского использования современных технологий. Исследование творчества лидеров архитектуры хай-тек, процесса формирования их идеологии и профессиональных методов выявляет определенные параллели с начинаниями советского архитектурного авангарда начала ХХ века, идеи которых отсылают к философии и жизнестроительной теории «Всеобщей организационной науки» русского ученого и мыслителя А. А. Богданова.
Ключевые слова: архитектура хай-тек, устойчивое развитие, Р. Роджерс, Н. Фостер, русский авангард, рационализм, конструктивизм, философские идеи А. А. Богданова
Tatyana I. Vozvyshaeva
THE ROLE OF RUSSIAN PHILOSOPHICAL AND ARCHITECTURAL THOUGHT IN THE FORMATION OF THE MODERN CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Buildings and contemporary cities in general are major sources of carbon emissions and pollution. One of the first to identify the important role of architecture in the movement towards sustainable development were the leaders of high-tech architecture, Richard Rogers and Norman Foster. They declared the possibilities of humanizing cities and achieving sustainable development of architecture in their journalistic activities and tried to demonstrate in their works through the innovative use of modern technologies. Study of the creativity of the leaders of high-tech architecture, the process of formation of their ideology and professional methods, reveals certain parallels with the beginnings of the Soviet architectural avant-garde of the early twentieth century, the ideas of which refer to the philosophy and life-building theory of the “General Organizational Science” of the Russian scientist and thinker A. A. Bogdanov.
Keywords: high-tech architecture, sustainable development, R. Rogers, N. Foster, Russian avant-garde, rationalism, constructivism, philosophical ideas of A. A. Bogdanov
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.001
Текст полностью / Full text (pdf)
Н. А. Коновалова
«ДОМ-ДЛЯ-ВСЕХ» КАК ПРИМЕР НОВЕЙШЕЙ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЯПОНИИ
Концепция устойчивой архитектуры, формировавшаяся в Японии в последние десятилетия, после трагедии 11 марта 2011 г. претерпела серьезные изменения. Ведущие японские зодчие, приехавшие в зону стихийного бедствия для помощи пострадавшим, стали не только разрабатывать быстровозводимые дома для временного убежища, они начали пересматривать миссию современной архитектуры и ее возможности с позиции «устойчивости».
Ключевые слова: устойчивая архитектура, современная архитектура Японии, «Дом-для- всех» Тойо Ито
Nina A. Konovalova
“HOME-FOR-ALL” AS AN EXAMPLE OF THE CONTEMPORARY CONCEPT OF SUSTAINABLE ARCHITECTURE IN JAPAN
The concept of sustainable architecture, which has been forming in Japan in recent decades, has undergone major changes after the tragedy of March 11, 2011. Japanese architects, who came to the disaster zone to help the victims not only began to develop prefabricated houses for temporary shelter, but also paved a way to reconsideration of the mission of modern architecture and its capabilities from the position of “sustainability”.
Keywords: sustainable architecture, contemporary Japanese architecture, “Home-for-all” by Toyo Ito
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.002
Текст полностью / Full text (pdf)
О. В. Орельская
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАЗВИТИИ НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЫ XX–XXI ВВ. 47-77
В настоящее время в условиях полистилизма новейшей архитектуры вновь все отчетливее проявляются стилистические тенденции, относящиеся к новационной, рационалистической направленности в архитектуре развитых стран мира и в том числе в России. Представляется важным рассмотрение процесса эволюции стилистического течения, связанного с идеями минимализма в архитектуре зданий различной типологии на протяжении ХХ — начала ХХI в. Минимализм был всегда присущ всем рационалистическим стилистическим течениям в архитектуре ХХ в., но в качестве самостоятельного стиля он впервые заявил о себе в конце ХХ — начале ХХI в. В России на фоне продолжающего свое поступательное развитие по всем регионам страны постмодернизма вырисовывается вектор, ориентированный в сторону новационной направленности неомодернизма и его разновидности — минимализма. Анализ архитектурных проектов и произведений позволяет составить общую картину стилистической направленности, ориентированной на отказ от проявлений историзма и декоративизма. В условиях сегодняшней России в архитектурном отношении вновь наблюдается обращение к простым геометрическим объемам (в условиях необходимой экономии), что можно отнести в рядовой застройке к проявлению в большей степени «экономического» минимализма, а в уникальных зданиях — «эстетического» минимализма, рассматриваемому в качестве формирования стиля минимализм. Рассмотрены основные периоды-вехи в становлении минимализма: 1920–1930-е гг., 1950 (1960)–1970-е гг. и 1990–2020-е гг. на примерах зарубежной, советской и российской архитектуры.
Ключевые слова: новейшая архитектура мира, России, рационалистическая направленность, стилистические тенденции: неомодернизм, минимализм
Olga V. Orelskaya
STYLISTIC TENDENCIES OF RATIONALISTIC ORIENTATION IN THE DEVELOPMENT OF THE NEWEST ARCHITECTURE OF THE XX–XXI CENTURIES
At present, in the conditions of polystylism of the latest architecture, stylistic tendencies related to the innovative, rationalistic orientation in the architecture of the developed countries of the world, including Russia, are again more and more clearly manifested. It is important to consider the process of evolution of the stylistic trend associated with the ideas of minimalism in the architecture of buildings of various typologies during the 20th — early 21st centuries. Minimalism has always been inherent in all rationalist stylistic trends in the architecture of the 20th century, but as an independent style it first asserted itself in the late 20th and early 21st centuries. In Russia, against the backdrop of postmodernism, which continues its progressive development in all regions of the country, a vector is emerging that is oriented towards the innovative orientation of neomodernism and its varieties of minimalism. The analysis of architectural projects and works allows us to form a general picture of the stylistic orientation, focused on the rejection of manifestations of historicism and decorativeism. In the conditions of today’s Russia, architecturally, there is again an appeal to simple geometric volumes in conditions of necessary economy, which can be attributed in ordinary buildings as a manifestation of «economic» minimalism to a greater extent, and in unique buildings — to «aesthetic» minimalism, considered as the formation of the minimalism style. The main periods-milestones in the formation of minimalism in the 1920s–1930s, 1950 (1960)–1970s and 1990–2020s are considered on the examples of foreign, Soviet and Russian architecture.
Keywords: modern architecture of the world, Russia, rationalist orientation, stylistic trends: neomodernism, minimalism
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.003
Текст полностью / Full text (pdf)
А. Л. Гельфонд
МЕТАМОРФОЗЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ КИНОТЕАТРОВ (НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА)
В статье исследуется современное состояние зданий кинотеатров в Нижнем Новгороде. Оценивается варианты функционирования разновременных объектов, и выявляются метаморфозы их архитектурной типологии. Предпринимается попытка определить основания жизнеспособности зданий в зависимости от различных параметров: места в системе обслуживания населения, градостроительного положения, наличия целевой зрительской аудитории, оптимальной вместимости зрительного зала, возможности применения новых технологий кинопоказа. На примере Нижнего Новгорода кинотеатр рассматривается с нескольких позиций: как пространство культурной жизни, как объект культурного наследия в ансамбле своего времени, как соседский центр. В стремлении определить тот «якорь», который позволяет кинотеатру оставаться в рамках заявленной типологии, отдельное внимание уделяется типовым кинотеатрам, встроенным кинотеатрам, кинотеатрам под открытым небом, кинотеатрам в многофункциональных торговых центрах. Делаются выводы, в которых обозначены аспекты стратегии развития кинотеатров как зрелищных зданий: социально-экономический, психологический, градостроительный, объемно-пространственный, функционально-планировочный, композиционно-художественный, технологический, и которые можно отнести в целом к сети кинотеатров по стране.
Ключевые слова: кинотеатр, архитектурная типология, метаморфозы, функция, система обслуживания населения, типовой проект
Anna L. Gelfond
METAMORPHOSES OF ARCHITECTURAL TYPOLOGY OF CINEMAS (ON THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD)
The article examines the current state of cinema buildings in Nizhny Novgorod. The options for the functioning of objects at different times are assessed, and the metamorphoses of their architectural typology are revealed. An attempt is being made to determine the basis for the viability of buildings depending on various parameters: place in the public service system, urban planning situation, the presence of a target audience, the optimal capacity of the auditorium, the possibility of using new film screening technologies. Using the example of Nizhny Novgorod, the cinema is considered from several positions: as a space of cultural life, as an object of cultural heritage in the ensemble of its time, as a neighborhood center. In an effort to identify the “anchor” that allows the cinema to remain within the framework of the declared typology, special attention is paid to standard cinemas, built-in cinemas, openair cinemas, cinemas in multifunctional shopping malls. Conclusions are drawn that outline aspects of the development strategy of cinemas as entertainment buildings: socio-economic, psychological, urban planning, volumetric-spatial, functional-planning, compositional-artistic, technological, and which can be attributed in general to the network of cinemas across the country.
Keywords: cinema, architectural typology, metamorphoses, function, public service system, typical project
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.004
Текст полностью / Full text (pdf)
Д. В. Гусейнова, Е. В. Ермоленко, Н. И. Щепетков
АРХИТЕКТУРА СИСТЕМ ВЕРХНЕГО ОСВЕЩЕНИЯ В КАТОЛИЧЕСКИХ ХРАМАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ СЕРЕДИНЫ ХХ — НАЧАЛА ХХI ВЕКА
В научной статье приведены результаты графического анализа некоторых архитектурных приемов построения систем верхнего освещения в современных католических храмах Западной Европы. Почти столетие идут поиски нового языка выразительности, который в полной мере мог бы заменить традиционные канонические построения и символику католических храмов. Начавшиеся в первой трети ХХ в. изменения кардинально повлияли на внутреннее устройство, внешнее убранство, а также на варианты построения систем естественного освещения храмов. В данной статье на основе анализа более 40 католических церквей Западной Европы, построенных в период с середины ХХ до начала ХХI в., представлены архитектурные приемы устройства верхнего освещения, получившие широкое распространение. Основное внимание авторов уделено тем приемам, в основе которых лежит интерпретация самых древних, канонических способов освещения храмов, а именно — освещение через окулус, купол, барабан купола. Для каждого варианта построены схемы, анализ которых позволяет сделать выводы о качестве и силе светового потока, следовательно, и о тех эмоциональных эффектах и воздействии, которое оказывает освещение на прихожан храма.
Ключевые слова: естественное освещение современного храма, верхнее освещение, окулус, окулус в зените купола, барабан купола
Daria V. Huseynova, Elena V. Ermolenko, Nikolay I. Shchepetkov
ARCHITECTURE OF OVERHEAD LIGHTING SYSTEMS IN CATHOLIC CHURCHES IN WESTERN EUROPE IN THE MIDDLE OF THE XX — BEGINNING OF THE XXI CENTURY
The scientific article presents the results of a graphical analysis of some architectural techniques for building overhead lighting systems in modern Catholic churches in Western Europe. For almost a century, there has been a search for a new language of expression that could fully replace the traditional canonical structures and symbols of Catholic churches. The changes that began in the first third of the twentieth century radically affected the internal structure, external decoration, as well as options for building natural lighting systems in temples. This article, based on the analysis of more than 40 Catholic churches in Western Europe, built in the period from the middle of the XXth to the beginning of the XXIst century, presents architectural techniques of overhead lighting, which have become widespread. The main attention of the authors was paid to those techniques based on the interpretation of the most ancient, canonical ways of lighting temples, namely, lighting through the oculus, dome, dome drum. Schemes have been constructed for each option, the analysis of which allows us to draw conclusions about the quality and strength of the luminous flux, and therefore about the emotional effects and impact that lighting has on the parishioners of the temple.
Keywords: natural lighting of a modern temple, overhead lighting, oculus, oculus at the zenith of the dome, dome drum
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.005
Текст полностью / Full text (pdf)
И. В. Киричков
КОНЦЕПЦИЯ ПУСТОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТОКИО
Токио заставляет по-новому взглянуть на процессы, происходящие в современной мировой архитектуре. Мир для японцев никогда не был определенным и однозначным. В основу токийской архитектуры легли представления, берущие начало из дзен-буддизма, синтоизма и прочих древних верований. Пустота — ключевой элемент мировоззренческой системы японцев. Из нее черпались основные идеи. Японцы никогда не избегали Пустоты, наоборот, они к ней самоотверженно стремились, понимая, что только лишь обретя ее, можно осознать истинную природу мироздания. Современную архитектуру Токио отличает технологичность, инновационность, функциональность, лаконичность, сдержанность, футуристичность. Японские архитекторы не только заимствуют древние концепции, но и дают им свою интерпретацию. Архитектура, таким образом, находится в постоянном процессе обновления, трансформации, поиске самой себя.
Ключевые слова: Токио, Япония, современная архитектура, формообразование, Дзен, Пустота
Igor V. Kirichkov
THE CONCEPT OF EMPTINESS IN CONTEMPORARY TOKYO ARCHITECTURE
Tokyo forces to look at the processes taking place in contemporary architecture in a new way. The world for the Japanese has never been definite and unambiguous. Tokyo architecture is based on ideas of Zen Buddhism, Shintoism and other ancient beliefs. Emptiness is a key element of Japanese worldview system. The main ideas were drawn from it. The Japanese have never avoided Emptiness, on the contrary, they selflessly aspired to it, realizing that only by finding it can one realize the true nature of the world. Tokyo’s contemporary architecture is distinguished by technology, innovation, functionality, conciseness, restraint, futurism. Japanese architects not only borrow ancient concepts, but also give them their own interpretation. Architecture, therefore, is in a constant process of updating, transformation, and searching for itself.
Keywords: Tokyo, Japan, contemporary architecture, morphogenesis, Zen, Emptiness
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.006
Текст полностью / Full text (pdf)
А. Ю. Вырва
О НЕКОТОРЫХ ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ ПРИЕМАХ В АРХИТЕКТУРЕ МОСКВЫ 1990–2000 ГГ.
В статье рассматривается основные принципы московской постмодернистской архитектуры 1990–2000 гг. Автор стремится рассмотреть самые разные по своему пластическому и образному выражению высказывания московских архитекторов, проявивших интерес к принципам постмодернизма, и пытается определить приемы и замыслы, которыми они оперировали.
Ключевые слова: московская архитектура, российская архитектура, постмодернизм, архитектура постмодернизма
Arina Yu. Vyrva
SOME POSTMODERNIST TECHNIQUES IN THE ARCHITECTURE OF MOSCOW 1990–2000
The article is devoted to the basic principles of Moscow postmodernist architecture of 1990–2000. The author seeks to examine the most different in its plastic and figurative expression statements of Moscow architects who showed interest in the principles of postmodernism, and tries to identify the techniques and ideas they operated.
Keywords: Moscow architecture, Russian architecture, postmodernism, architecture of postmodernism
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.007
Текст полностью / Full text (pdf)
Г. С. Гуласарян
АЛЬ-СИФ. ДУБАЙ: МЕСТО ВСТРЕЧИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
Статья посвящена рассмотрению становления в 2013–2018 гг. в историческом районе Дубая нового городского образования Аль-Сиф, которое было включено в туристическую ткань города и стало ее неотъемлемой частью. На примере застройки Аль-Сиф раскрываются подходы к проектированию исторической части города Дубая. В связи с увеличением внутреннего туризма в нашей стране возрастает востребованность в таких местах. Аналогичные участки застройки могут быть привлекательны как для туристов, так и местных жителей, где с удовольствием смогут проводить время как взрослые, так и дети.
Ключевые слова: Дубай, Аль-Сиф, историческое наследие, кластерная застройка, туризм
Georgy S. Gulasaryan
AL SEEF. DUBAI: А PLACE WHERE PAST MEETS PRESENT
The article focuses on the example of the formation of a new urban entity, Al Seef, in the historic district of Dubai in 2013–2018, which was included in the tourist structure of the city and became an integral part of it. The example of the Al Seef development reveals the design approaches of the historic part of Dubai city. Today, there is an increasing demand for such places due to the increase in internal tourism in our country. Similar sites can be attractive for both tourists and locals, where both adults and children can spend their time with pleasure.
Keywords: Dubai, Al Seef, historical heritage, cluster development, tourism
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.008
Текст полностью / Full text (pdf)
Е. Ю. Рыбакова
СОВРЕМЕННЫЙ БАТУМИ: ВЛИЯНИЕ ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА АРХИТЕКТУРУ КУРОРТНОГО ГОРОДА
Глобальное строительство, затронувшее в настоящее время практически все города, меняет их масштаб, нарушает самобытность и исключительность. Особенно интересен город Батуми — свидетель многовековой истории, сохранивший в себе своеобразный симбиоз четырех империй: Римской, Османской, Российской и Британской. Начавшееся в начале XXI в. высотное строительство планомерно уничтожает исторические связи с прошлым, делая архитектуру унифицированной и безликой. Автором данной статьи предпринята попытка восстановить утраченные исторические слои по сохранившимся архивным документам и сопоставить их со сложившимся в настоящее время архитектурным контекстом.
Ключевые слова: Батуми, курортная архитектура, архитектура Западной Грузии, сохранение традиций
Ekaterina Yu. Rybakova
MODERN BATUMI: INFLUENCE OF HIGH-RISE CONSTRUCTION ON THE ARCHITECTURE OF A RESORT TOWN
Global construction, which has currently affected almost all cities, changes their scale, ensures originality and exclusivity. The city of Batumi is especially interesting — a witness to centuries of history, preserved in a kind of symbiosis of four empires — Roman, Ottoman, Russian and British. The high-rise construction that began at the beginning of the 21st century systematically destroys historical ties with the past, making architecture unified and faceless. The author of this article has made an attempt to restore the lost historical facades using surviving archival documents and compare them with the currently restored architectural context.
Keywords: Batumi, resort architecture, architecture of Western Georgia, preservation of traditions
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.009
Текст полностью / Full text (pdf)
Н. А. Сапрыкина
КОРРЕКТИРОВКА НЕСТАБИЛЬНОСТИ ГИБРИДНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ МУЛЬТИАГЕНТНОГО ПОДХОДА: КОНЦЕПЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ
С позиций аналитических методов и междисциплинарных походов рассмотрена актуальная проблема формирования гибридного пространства принципиально нового класса, основанного на идее самоорганизации эволюционирующей системы в связи с изменениями, происходящими в обществе. Цель статьи заключается в выявлении новейших инновационных концепций самоорганизации и эволюции гибридного пространства при корректировке его нестабильности на основе мультиагентного подхода. Выявлены предпосылки и теоретическая платформа формирования гибридности в пространственной среде. Приемы корректировки нестабильности гибридного пространства рассмотрены с точки зрения: альтернативных стратегий использования инновационных приемов освоения вертикального гибридного пространства, интегрального гибридного пространства мультиагентного контроля и самоуправления, глобальной информационно-операционной гибридной среды взаимодействия в архитектуре, а также выявления концепций самоорганизации гибридного пространства при корректировке его нестабильности. Использование в архитектурной деятельности понятия гибридного пространства как мультиагентной системы открывает широкий диапазон и существенно изменяет потенциальные возможности проектирования и создания обитаемого пространства.
Ключевые слова: гибридность, мультиагентные системы, интегральное гибридное пространство, информационные технологии, автоматизированный контроль и самоуправление, адаптивность
Natalia A. Saprykina
CORRECTION THE INSTABILITY OF A HYBRID SPACE BASED ON A MULTI-AGENT APPROACH: CONCEPTS OF SELF-ORGANIZATION
From the standpoint of analytical methods and interdisciplinary approaches, the urgent problem of forming a hybrid space of a fundamentally new class, based on the idea of self-organization of an evolving system in connection with changes occurring in society, is considered. The purpose of the article is to identify the latest innovative concepts of self-organization and evolution of a hybrid space while adjusting its instability based on a multi-agent approach. The prerequisites and theoretical platform for the formation of hybridity in the spatial environment have been identified. Techniques for correcting the instability of a hybrid space are considered in terms of: alternative strategies for using innovative techniques for developing a vertical hybrid space, integral hybrid space of multi-agent control and self-government, global information and operational hybrid environment of interaction in architecture, and also revealed the concepts of self-organization of a hybrid space when correction its instability. The use of the concept of hybrid space as a multi-agent system in architectural activity opens up a wide range and significantly changes the potential possibilities of designing and creating habitable space.
Keywords: hybridity, multi-agent systems, integral hybrid space, information technology, automated control and self-government, adaptability
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.010
Текст полностью / Full text (pdf)
М. И. Кузнецова
РАЗВИТИЕ ТЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ГОРОДОВ ФРАНСУАЗЫ ШОЭ: ОТ УТОПИЙ ПРОГРЕССИСТОВ К ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ГОРОДАМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА»)
В статье рассматривается формирование концептуальных городов (городов-утопий, городов будущего) с XIX в. до 1970-х гг. Автор выделяет категорию «параллельных городов» как значимый этап теории градостроительства ХХ в. Отмечены основные принципы построения параллельных городов, их дальнейшее влияние как на реальное, так и на концептуальное градостроительное проектирование. Выявлено значение параллельных городов как продолжения категории «технотопий» Франсуазы Шоэ, изначально не предполагаемых к реализации.
Ключевые слова: Франсуаза Шоэ, «Современная архитектура», Андре Блок, параллельный город, план реконструкции Токио, Кэндзо Тангэ, Новый элемент расселения
Maria I. Kuznetsova
THE PROGRESS OF THE THEME OF CONCEPTUAL CITIES BY FRANÇOISE CHOAY: FROM UTOPIAS OF PROGRESSIVES TO PARALLEL CITIES (BASED ON THE MATERIALS OF THE MAGAZINE “L’ARCHITECTURE D’AUJOURD’HUI”)
In the article the formation of conceptual cities (utopian cities, future cities) is considered from the XIX century to the 1970s. The author identifies the category of “parallel cities” as a significant stage in the theory of urban planning of the twentieth century. The basic principles of parallel cities’ structures and their further influence on both real and conceptual urban planning are noted. The importance of parallel cities as a continuation of the impracticable technotopias by Francoise Choay is revealed.
Keywords: Francoise Choay, L’Architecture d’Aujourd’hui, André Bloc, parallel city, the Tokyo Plan — 1960, Kenzō Tange, New Element of the Urban Environment
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.011
Текст полностью / Full text (pdf)
Э. В. Данилова
ДОМ-АРТЕФАКТ: ИСКУССТВО МАССОВОГО ЖИЛИЩА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Статья посвящена символическим объектам современной архитектуры, представляющим типологию массового жилища. Рассматриваются условия возникновения таких объектов-артефактов, описываются несколько различных периодов в конце ХХ — начале XXI в., когда изменяющиеся социальный, экономический и культурный контексты влияли на формирование новых требований к жилищу. В статье анализируются артефакты, появившиеся в результате различных массовых феноменов, — внимания к историческому городу в 1970–1980-е гг., становления рыночной экономики и культуры потребления в 1990–2000-е гг., экологической повестки и развития концепции повторного использования в 2010–2020-е гг. Особое внимание уделяется тому, как творческие концепции таких архитекторов (и архитектурных бюро), как Альдо Росси, Питер Айзенман, MVRDV, Бьярке Ингельс, Стефано Боэри, Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль, в условиях новой культурной нормы и трансформированной реальности определили появление артефактов, в которых нашли свое отражение новые образы жизни и современная урбанистическая реальность.
Ключевые слова: массовое жилище, символический объект, городской факт, палимпсест, прагматизм, разнообразие, гедонизм, экология, повторное использование
Elina V. Danilova
HOUSE-ARTIFACT: THE ART OF MASS HOUSING IN CONTEMPORARY ARCHITECTURE
The article is devoted to symbolic objects of contemporary architecture, representing the typology of mass housing. The conditions for the emergence of such objects — artifacts — are considered, and several different periods are described at the end of the 20th — beginning of the 21st centuries, when changing social, economic and cultural contexts influenced the formation of new requirements for housing. The article analyzes artifacts that appeared as a result of various mass phenomena — attention to the historical city in the 1970–1980s, the emergence of a market economy and consumer culture in the 1990–2000s, the environmental agenda and the development of the concept of adaptive reuse in the 2010–2020s. Particular attention is paid to how the creative concepts of such architects and architectural bureaus as A. Rossi, P. Eisenman, MVRDV, B. Ingels, S. Boeri, A. Lacaton and J.-P. Vassal, in the conditions of a new cultural norm and transformed reality, determined the appearance of artifacts, which reflected new lifestyles and contemporary urban reality.
Keywords: mass housing, symbolic object, urban fact, palimpsest, pragmatism, diversity, hedonism, ecology, adaptive reuse
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.012
Текст полностью / Full text (pdf)
И. С. Чередина
СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ В АВСТРАЛИИ
Статья продолжает тему обеспечения доступным жильем малоимущего населения. На этот раз освещается современная практика проектирования и строительства социального жилья в Австралии. Несмотря на свою удаленность и обособленное расположение, Австралия решает те же проблемы, которыми озабочены большинство стран в мире. Среди этих решений есть интересные проекты и реализации, которые предложила мельбурнская компания Breathe Architecture. Архитектор Дж. Маклеод положил начало движению за создание экологического и недорогого жилья в городах Австралии. Многоквартирный дом The Commons в Мельбурне (2013 г.) стал образцом для подражания, который обозначил новый подход к решению проблемы обеспечения доступным жильем. Была создана модель жилого дома Nightingale, в которой на первом месте — наименьшие затраты на строительство, упор на экологию и комфорт. Выполненный анализ позволил выявить тенденции времени, обозначить индивидуальные и общие черты в современной жилой архитектуре Австралии.
Ключевые слова: Австралия, компания Breathe Architecture, The Commons как эталон жилья, экологическое, доступное социальное жилье Nightingale
Irina S. Cheredina
SOCIAL HOUSING IN AUSTRALIA
The article continues the topic of providing affordable housing for the poor. This time, the current practice of designing and building social housing in Australia is highlighted. Despite its remoteness and isolated location, Australia solves the same problems that most countries in the world are concerned about, and among these solutions there are interesting projects and implementations that the Melbournebased company Breathe Architecture has proposed. Architect J. McLeod initiated the movement for the creation of ecological and affordable housing in Australian cities. The apartment building The Commons in Melbourne (2013) became a role model which indicated a new approach to solving the problem of providing affordable housing. A model of a residential building Nightingale was created, in which the lowest construction costs, an emphasis on ecology and comfort are in the first place. The analysis made it possible to identify the trends of the time, to identify individual and general features in modern residential architecture in Australia.
Keywords: Australia, Breathe Architecture company, The Commons as a housing benchmark, ecological, affordable social housing Nightingale
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.013
Текст полностью / Full text (pdf)
С. Б. Моисеева
РЕГЛАМЕНТЫ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩА
В статье рассматривается комплекс регламентов, которые необходимо учитывать при преобразовании среды жизнедеятельности в малоэтажной застройке. Прежде всего — это деятельность муниципальных градостроительных образований с органом самоуправления территорией. Далее рассматривается планировочная структура поселений с малоэтажной застройкой. Основное внимание сосредоточено на архитектурной типологии малоэтажных домов — как традиционных, так и новых, подсказанных реалиями Новейшего времени. Рассматриваются объемно-пространственные решения разных типов малоэтажного жилища. По большинству этих направлений есть действующие регламенты законодательного или нормативного характера. Однако ряд вопросов, особенно социальной направленности, требует введения регламентов: нарастание количества закрытых элитарных образований; захват общественных территорий владельцами примыкающих к ним участков индивидуальных застройщиков; необходима прозрачность рынка арендного жилища; необходим учет формирования социально-планировочных комьюнити в условиях развития цифровых технологий.
Ключевые слова: регламентация, муниципальные образования с самоуправлением, планировка поселений, архитектурная типология, социально-имущественное смешивание
Svetlana Borisovna Moiseeva
REGULATIONS OF THE LIVING ENVIRONMENT IN A LOW-RISE DWELLING
The article considers a set of regulations that must be taken into account when transforming the living environment in low-rise buildings. First of all, this is the activity of municipal town–planning entities with a territorial self-government body. Next, the planning structure of settlements with low-rise buildings is considered. The main attention is focused on the architectural typology of low-rise buildings — both traditional and new, prompted by the realities of Modern times. Three-dimensional solutions of different types of low-rise housing are considered. In most of these areas, there are existing regulations of a legislative or regulatory nature. However, a number of issues, especially of a social orientation, require the introduction of regulations: the increase in the number of closed elite formations; the seizure of public territories by the owners of individual developers’ plots adjacent to them; transparency of the rental housing market is necessary; it is necessary to take into account the formation of socio-planning communities in the context of the development of digital technologies.
Keywords: regulation, municipalities with self-government, settlement planning, architectural typology, social and property mixing
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.014
Текст полностью / Full text (pdf)
И. И. А. Абдо
ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО СУХОГО КЛИМАТА
В статье рассматриваются принципы архитектурного проектирования энерго-эффективных жилых зданий в условиях жаркого сухого климата. Анализируется исторический и мировой опыт проектирования и строительства энергоэффективного жилья. В статье рассказано об актуальности энергоэффективных жилых домов для жарких сухих регионов в частности и для всех регионов в целом. Описываются основные факторы, способствующие энергопотреблению в жилом здании. Приводятся экспериментальные модели энергоэффективных зданий. А также говорится о роли энергоэффективной застройки в развитии новых сельских территорий.
Ключевые слова: архитектура, энергоэффективные здания, энергосбережение, пассивный дизайн, здание жаркого сухого климата
Abdo Esam Ebrahim Ali
PRINCIPLES OF ARCHITECTURAL DESIGN OF ENERGY EFFICIENT RESIDENTIAL BUILDINGS IN HOT-DRY CLIMATES
The article discusses the principles of architectural design of energy-efficient residential buildings in hot-dry climates. Historical and global experience in the design and construction of energyefficient housing is analyzed. The article talks about the relevance of energy-efficient residential buildings for hot-dry regions, and for all regions in general. The main factors contributing to energy consumption in a residential building are described. Experimental models of energy-efficient buildings are presented. And also, about the role of energy-efficient development in the development of new rural areas.
Keywords: architecture, energy-efficient buildings, energy saving, passive design, building in hotdry climates
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.015
Текст полностью / Full text (pdf)
А. В. Кафтанов
АНДРЕЙ БОКОВ: ВОСПОМИНАНИЯ О «БУДУЩЕМ». НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОИСКИ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
В статье представлен критический взгляд на книгу А. Бокова «“Параллельная архитектура” оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия». В книге рассматривается малоизвестная проектная и интеллектуальная деятельность советских архитекторов в 1960–1980-е гг. Особое внимание уделено понятию «визионерства» в советской архитектуре, которое анализируется с позиции поисков «современности» и «актуальности». Раскрывается значимость этих явлений и процессов в истории архитектуры ХХ в.
Ключевые слова: визионерство, модернизм, поисковое проектирование, концептуальная архитектура, архитектурные конкурсы
Andrey V. Kaftanov
ANDREY BOKOV: MEMORIES OF THE “FUTURE”. INFORMAL SEARCHES IN SOVIET ARCHITECTURE OF THE LAST DECADES
The article presents a critical look at A. Bokov’s book “«Parallel Architecture» of Thaw and Stagnation periods. The Visionaries of the last thirty Soviet years”. The book examines the littleknown project activity and intellectual search of Soviet architects in the 1960–1980s. Special attention is paid to the concept of “visionary” in Soviet architecture, analyzed from the perspective of the search for “modernity” and “relevance”. The significance of these phenomena and processes in the history of architecture of the twentieth century is revealed.
Keywords: visionary, modernism, exploratory design, conceptual architecture, architectural competitions
DOI: 10.25995/NIITIAG.2024.22.1.016
Текст полностью / Full text (pdf)