СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА МИРА, ВЫП. 20

Ссылка для цитирования:

Современная архитектура мира. Вып. 20 (1/2023) / Гл. ред., сост. Н. А. Коновалова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2023. — 328 с.

Contemporary World’s Architecture. Vol. 20 (1/2023) / Edid. by N. Konovalova. — Moscow, Saint-Petersburg: , Nestor-Istoriya, 2023. — 328 p.

Титул и оборот титула (20) (pdf)

И.А. Бондаренко

АРХИТЕКТУРА В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОСТИ

В ХХ в. современность противопоставлялась истории. Ее образ считался неотъемлемой частью научно-фантастических представлений о будущем. Итоги последнего столетия отчасти подтвердили футуристические прогнозы, но и вызвали разочарование в них. Недаром поднялось широкое движение за охрану природного и культурного наследия. Мечты о будущем смешались с восхищением достижениями прошлого и желанием воскресить некоторые из них, что дает основание говорить о формировании образа современности как чего-то многосложного, разнохарактерного, допускающего мирное сосуществование вещей совершенно разного происхождения. Идеал построения общества светлого будущего сменился заботами об усовершенствовании имеющегося. Современность стала ощущаться как настоящее, расширяющее свои временные рамки и вбирающее в себя, актуализирующее и консервирующее всевозможные культурные ценности. Отсюда следует, что развитие архитектуры будет направляться не столько поисками новизны, сколько стремлением к достижению внеисторической гармонии, наблюдаемой в естественной природе.

Ключевые слова: архитектура, форма, стиль, образ, модернизм, постмодернизм, историзм, современность, будущее, вечность

I. A. Bondarenko

ARCHITECTURE IN THE ERA OF IMAGE OF THE CONTEMPORARY MODERNIZATION

In the twentieth century, modernity was opposed to history. Its image was considered an integral part of science fiction ideas about the future. The results of the last century partially confirmed the futuristic forecasts, but also caused disappointment in them. There is a solid reason why broad movement for protection of natural and cultural heritage has risen. Dreams of the future are mixed with admiration for the achievements of the past and the desire to resurrect some of them, which gives reason to talk about the formation of the image of modernity as something polysyllabic, diverse, allowing peaceful coexistence of things of completely different origins. The ideal of building a society of a bright future has been replaced by concerns about improving the existing one. Modernity began to feel like the present, expanding its time frame and absorbing, actualizing and preserving all kinds of cultural values. Consequently, the development of architecture will be guided not so much by the search for novelty as by the desire to achieve non-historical harmony observed in natural nature.

Keywords: architecture, form, style, image, modernism, postmodernism, historicism, modernity, future, eternity

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.001

Текст полностью / Full text (pdf)

А.Л. Гельфонд

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье предпринимается попытка обобщения различных подходов к дематериализации архитектурной среды. В качестве типологических аспектов этого явления автором обозначено несколько тем, среди которых: новые технологии возведения и конструкционные материалы фасадных систем, медиа-фасады — как дополненная реальность, преднамеренная сбивка масштаба сооружений как переход от здания к пространству, трактовка архитектурных объектов как арт-объектов, эстетика временных сооружений в архитектуре стационарных объектов. Отдельная тема — воссоздание объектов культурного наследия посредством новых технологий. Автор вводит термины «лже-дематериализация», «псевдо-дематериализация», обозначая ими неудачные попытки превращения архитектурных объектов или их частей в эфемерные и неразличимые глазом. В конце статьи делаются выводы, которые свидетельствуют о двойственной и неоднозначной роли дематериализации — ее участии в создании целостной архитектурной среды в одних случаях и в разрушении подлинности архитектурной среды — в других. Статья сопровождается авторскими фотографиями архитектурных объектов, ряд из которых публикуется впервые.

Ключевые слова: дематериализация, архитектурная среда, типология, прозрачность, при- зрачность, эфемерность, объект культурного наследия, воссоздание

A. L. Gelfond

TYPOLOGICAL ASPECTS OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT DEMATERIALIZATION

Annotation. The article attempts to generalize various approaches to the architectural environment dematerialization. The author identifies several topics, including new construction technologies and structural materials of facade systems; media facades as augmented reality; deliberate knocking down of structures scale as a transition from building to space; interpretation of architectural objects as art objects; aesthetics of temporary structures in architecture of stationary objects. All these topics are viewed as typological aspects of the considered phenomenon. A separate topic is the recreation of cultural heritage objects through new technologies. The author introduces terms pseudo-dematerialization, denoting unsuccessful attempts to transform architectural objects or their parts into ephemeral and indistinguishable by the eye with the help of the terms. At the end of the article, conclusions are drawn that indicate the dual and ambiguous role of dematerialization — its participation in the creation of an integral architectural environment in some cases and in the destruction of architectural environment authenticity in other ones. The article is accompanied by author’s photographs of architectural objects, some of which are published for the first time.

Keywords: dematerialization, architectural environment, typology, transparency, ghostliness, ephemerality, cultural heritage object, reconstruction

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.002

Текст полностью / Full text (pdf)

Э.В. Данилова

ДОМ-АРХЕТИП: ВАРИАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Статья посвящена интерпретациям концепции архетипичного дома, минимальной архитектурной единицы. Рассматриваются истоки этой концепции в классической теории архитектуры, ее забвение во времена модернизма и возрождение в эпоху постмодернизма. Три ключевые вариации архетипичного дома в архитектуре ХХ в. — дом Трабек Роберта Вентури, маленький дом Альдо Росси, Синий дом Жака Герцога и Пьера де Мерона — исследуются с позиции их значимости в современной профессиональной чувствительности и ментальности. Открытия, сделанные авторами этих объектов, являются в статье предметом описания и анализа, что позволяет выявить но- вые темы архитектурной теории и практики конца ХХ — начала ХХI в., которые появились благодаря творческому подходу этих архитекторов к теме архетипичного дома. В статье демонстрируется, что постмодернистские вариации архетипичного дома стали основанием для новых архитектурных экс- периментов сегодня.

Ключевые слова: исторический прототип, память, иконический образ, современное искусство, архитектурный опыт

E. V. Danilova

ARCHETYPE HOUSE: VARIATIONS IN CONTEMPORARY ARCHITECTURE

The article is devoted to interpretations of the concept of an archetypal house, a minimal architectural unit. The origins of this concept in the classical theory of architecture, its oblivion in the times of modernism and its revival in the era of postmodernism are considered. Three key variations of the archetypal house in 20th century architecture — Robert Venturi’s Trubek House, Aldo Rossi’s Tiny House, Jacques Herzog and Pierre de Meuron’s Blue House — are explored from the standpoint of their significance in contemporary professional sensibility and mentality. The discoveries made by the authors of these objects are the subject of description and analysis in the article, which makes it possible to identify new topics of architectural theory and practice of the late 20th and early 21st centuries, which appeared due to the creative approach of these architects to the theme of the archetypal house. The article demonstrates that postmodern variations of the archetypal house have become the basis for new architectural experiments today.

Keywords: historical prototype, memory, iconic image, contemporary art, architectural experience

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.003

Текст полностью / Full text (pdf)

Г. А. Птичникова

АРХИТЕКТУРНАЯ ЗРЕЛИЩНОСТЬ КАК ВИЗУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДА

Зрелищность архитектуры на сегодня является одной из самых ярких характерных черт мировых городов и столиц. Архитектура, таящая в себе возможность неожиданных переживаний, становится нормой формирования городского пространства именно как масштабной мо- заики тотального зрелища. Архитектура получила возможности лучше реагировать на внезапные и постоянно меняющиеся требования, предъявляемые ей городской средой, и становится прекрасной платформой для креативных экспериментов. Сценическое пространство современного города представляет собой концентрированное выражение самой человеческой жизни. Архитектура больших городов становится направленной на возбуждение сильных эмоций. Ее стержнем и нервом стал эмоциональный мир человека. В статье определены направления в теоретических исследованиях, относящиеся к раскрытию проблемы повышенной визуальности архитектуры и городской среды. Выявлены и проанализированы концепции «город как зрелище», «город как туристическая достопримечательность» и «город как тематический парк».

Ключевые слова: зрелищная архитектура, визуализация культуры, концепции города

G. A. Ptichnikova

ARCHITECTURAL SPECTACULARITY AS A VISUAL PRACTICE: AESTHETIC CONCEPTS OF THE CITY

The spectacle of architecture today is one of the most striking features of world cities and capitals. Architecture, fraught with the possibility of unexpected experiences, is becoming the norm for the formation of urban space precisely as a large-scale mosaic of a total spectacle. Architecture has been given the opportunity to better respond to the sudden and ever-changing demands placed on it by the urban environment, and is becoming a great platform for creative experimentation. The stage space of a modern city is a concentrated expression of human life itself. The architecture of big cities becomes aimed at arousing strong emotions. The emotional world of a person became its core and nerve. The article identifies directions in theoretical research related to the disclosure of the problem of increased visualization of architecture and the urban environment. The concepts of “city as a spectacle”,
“city as a tourist attraction” and “city as a theme park” are identified and analyzed.

Keywords: spectacular architecture, visual culture, city concepts

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.004

Текст полностью / Full text (pdf)

Н. А. Сапрыкина

АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭПОХИ «АНТРОПОЦЕНА» КАК ВЫЗОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ

В статье рассмотрены новые концепции в теоретических исследованиях и проектно-экспериментальных разработках, учитывающих причины проявления опасных факторов ущерба природе в результате человеческой деятельности в эпоху «антропоцена». Выявлены некоторые новейшие тенденции в архитектуре и концепции решения этой проблемы в связи с изменениями, происходящими в обществе. Раскрыты архетипы устойчивости в контексте восстановления природного баланса с использованием технологий, управляющих изменением или коррекцией климата. Определены устойчивые подходы к глобальному управлению водными ресурсами и приемы устранения последствий «антропоцена» при восстановлении экосистемы в природной среде. Рассмотрены условия мегаполиса и тренды городской жизни в связи с новой этикой и системными переменами. Выявлены системы регенерации переуплотненной городской пространственной экосистемы и аль- тернативные приемы ее расположения в городском пространстве. Определены способы минимизации негативных воздействий на городские объекты с высоким риском близости к техногенным ис- точникам опасности.

Ключевые слова: эпоха «антропоцена», устойчивые подходы, экологическая безопасность, природный баланс, глобальное потепление, изменение климата, восстановление экосистемы

N. A. Saprykina

ARCHITECTURAL CONCEPTS OF THE “ANTOPOCENE” ERA AS A CHALLENGE TO CIVILIZATION IN THE FACE OF ENVIRONMENTAL RISKS

The article discusses new concepts in theoretical research and design and experimental
developments that take into account the causes of the manifestation of dangerous factors of damage
to nature as a result of human activity in the era of the “Anthropocene”. Some of the latest trends in architecture and the concepts of solving this problem in connection with the changes taking place in society are revealed. The archetypes of sustainability are revealed in the context of restoring the natural balance using technologies that control climate change or correction. Sustainable approaches to global water resources management and methods of eliminating the consequences of the “Anthropocene” during ecosystem restoration in the natural environment are identified. The conditions of the metropolis and the trends of urban life in connection with the new ethics and systemic changes are considered. Regeneration systems of the over-compacted urban spatial ecosystem and alternative methods of its location in urban space are revealed. The ways of minimizing negative impact on urban facilities with a high risk of proximity to man-made sources of danger are determined.

Keywords: the epoch of the “Anthropocene”, sustainable approaches, environmental security, natural balance, global warming, climate change, ecosystem restoration

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.005

Текст полностью / Full text (pdf)

С. А. Кизилова

КОМПОНЕНТЫ ЖИЛОЙ СРЕДЫ ПОСЕЛЕНИЙ БЕЖЕНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

На современном этапе происходит переосмысление развития среды временных поселений для политических беженцев: на смену стихийно организованным пространствам приходят высокотехнологичные экоустойчивые решения. В статье рассмотрены примеры реализации новых общественных, образовательных, культурных, медицинских учреждений и видов жилья, состав- ляющих ключевые элементы среды поселений для мигрантов. Целью статьи является определение тенденций, в русле которых формируются новые компоненты жилой среды поселений беженцев. Методом исследования послужил системный анализ среды, который позволил выявить общие характеристики развития компонентов поселений беженцев: энергетическая автономность, объединение локальных и региональных черт в архитектуре, минимизация экономических затрат на реализацию, интеграция мигрантов в процесс проектирования и строительства. Материалы статьи могут быть полезны для дальнейших теоретических исследований, посвященных формированию экоустойчивых поселений мигрантов, и для практических разработок по теме моделирования жилой среды и ее компонентов.

Ключевые слова: жилище для мигрантов, социальный кризис, среда поселений беженцев, жилая среда, устойчивое развитие, региональная архитектура

S. A. Kizilova

COMPONENTS OF THE RESIDENTIAL ENVIRONMENT OF REFUGEE SETTLEMENTS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

At the present stage, the rethinking of temporary refugee settlements environmental development is taking place: high-tech eco-sustainable solutions are replacing spontaneously organized spaces. The article considers examples of the implementation of new public, educational, cultural, medical institutions and types of housing that are the key elements of the migrants’ settlement environment. The purpose of the article is to identify trends in line with which new components of the residential environment of refugee settlements are being formed. The method of research was a systematic analysis of the environment, which allowed to identify common characteristics of the development of refugee settlements’ components: energy autonomy, combining local and regional features in architecture, minimizing economic costs for implementation, integration of migrants into the design and construction process. The materials of the article may be useful for further theoretical research on the formation of eco-sustainable migrant settlements, and for practical developments dedicated to modeling of the residential environment and its components.

Keywords: housing for migrants, social crisis, refugee settlements environment, living environment, sustainable development, regional architecture

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.006

Текст полностью / Full text (pdf)

С. Б. Моисеева

НОВАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО МАЛОЭТАЖНОГО АРЕНДНОГО ЖИЛИЩА

В статье уделено особое внимание новому этапу развития доходных домов, причем на совершенно неожиданной основе — «городское население устремилось на природу», снимая малоэтажное жилище на пригородных и сельских территориях для развития собственного хозяйства, при этом сохраняя в городе основное жилье. Наиболее ценно восстановление под арендные функции памятников исторического наследия. Новыми подходами в развитии форм современного арендного жилья является совместное проживание небольшими коллективами и удовлетворение потребностей пожилых людей. Отмечаются различия в пространственной структуре малоэтажного жилища.

Ключевые слова: малоэтажное жилище, арендные дома, особенности аренды на пригородных и сельских территориях, памятники наследия, коливинг, жилье для пожилых людей

S. B. Moiseeva

INNOVATIONS IN THE ARCHITECTURE OF MODERN LOW-RISE RENTAL HOUSING

The article special attention to a new stage in the development of apart buildings, and on a completely unexpected basis — the urban population rushed to nature, renting low-rise housing in suburban and rural areas for recreational purposes, as well as for the development of their own economy, while maintaining the main housing in the city. The most vatuable is the restoration of historical heritage monuments for rental functions. New approaches to the development of forms of modern rental housing are cohabitation by small teams and will meet the needs of Senior Living. Differences in spatial structure of rental-type houses are noted.

Keywords: low-rise dwelling, rental houses, features of rental development in suburban and rural areas, heritage monuments, coliving, Senior Living

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.007

Текст полностью / Full text (pdf)

И. С. Чередина

СОВРЕМЕННОЕ МАЛОЭТАЖНОЕ ЖИЛЬЕ В ЧИЛИ: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И МАССОВОЕ

Статья посвящена строительству малоэтажного жилья в Чили, которое делится на индивидуальные сооружения с необычными архитектурными решениями и массовое жилье, призванное решить проблемы неимущего населения. И то и другое в Чили уникально. Жилье для богатых демонстрирует самые последние тенденции развития современной чилийской архитектуры как самобытной интерпретации модернизма, сформировавшегося на основе местных традиций. Приведены результаты исследования истоков традиционного своеобразия, уходящих корнями в доколумбову эпоху, через колониальный период к современной архитектуре. Исследование показало, что и массовое социальное жилье, на первый взгляд простое и рациональное, отличается от известных образцов. Достижения в этой области принадлежат бюро Elemental и его основателю — лауреату Прицкеровской премии 2016 г. А. Аравене.

Ключевые слова: малоэтажное жилье в Чили: коммерческое — индивидуальное, массовое — социальное, А. Аравена, современная чилийская архитектура, поиски своеобразия

I. S. Cheredina

MODERN LOW-RISE HOUSING IN CHILE: INDIVIDUAL AND MASS

The article is devoted to the construction of low-rise housing in Chile, which is divided into individual structures with unique architectural solutions and mass housing designed to solve the problems of the poor. Both are unique in Chile. Housing for the rich demonstrates the latest trends in the development of modern Chilean architecture, as an original interpretation of modernism, formed on the basis of local traditions. The results of the study of the origins of traditional originality, rooted in the pre-Columbian era, through the colonial period to modern architecture, are presented. The study showed that mass social housing, at first glance simple and rational, differs from the known samples. Achievements in this field belong to the Elemental bureau and its founder, the winner of the Pritzker Prize in 2016 A. Aravena.

Keywords: low-rise housing in Chile: commercial — individual, mass — social, A. Aravena, modern Chilean architecture, the search for originality

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.008

Текст полностью / Full text (pdf)

И. В. Киричков

РЕГЕНЕРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ПЕКИНА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА HUTONG BUBBLE

Развитие современной мировой архитектуры нередко проявляет свой нелинейный характер, ярким подтверждением чему является проект пекинского архитектурного бюро MAD Architects под названием Hutong Bubble, представляющего собой объекты, по виду напоминающие пузыри, рассредоточенные по старинным районам Пекина — хутунам. Эти объекты благодаря сво- ей уникальной форме призваны остановить кажущийся необратимым процесс деградации исторической среды — повысить качество жизни горожан, привлечь поток туристов. По словам автора проекта — Ма Яньсуна, Hutong Bubble — это не единичный объект, а архитектура, которая дает начало новому. Отходя от традиционных принципов проектирования, архитектор привносит в историческую среду криволинейность, асимметрию, свободу формы, нарушая типичную структуру сыхэюаня. Предполагается, что предложенный архитектором образ будущего получит свое дальнейшее развитие. Городская среда претерпит значительные изменения, но в то же время в ней останутся исторические фрагменты.

Ключевые слова: современная архитектура, историческая среда, формообразование, нели- нейность, Hutong Bubble, Пекин, Ма Яньсун

I. V. Kirichkov

BEIJING HISTORICAL ENVIRONMENT REGENERATION ON EXAMPLE OF HUTONG BUBBLE PROJECT

The contemporary world architecture development often demonstrates its nonlinear character, a vivid confirmation of which is the project of the Beijing architectural bureau MAD Architects called Hutong Bubble, which represents objects resembling bubbles, scattered in the ancient districts of Beijing — hutongs. These objects, due to their unique shape, are designed specially to stop the seemingly irreversible process of degradation of the historical environment — to improve the quality of citizens life, to attract the flow of tourists. According to the author of the project — Ma Yansong, Hutong Bubble is not a single object, but an architecture that gives rise to a something new. Moving away from traditional design principles, the architect brings curvilinearity, asymmetry, and freedom of form into the historical environment, destroying the typical structure of siheyuan. It is assumed that the image of the future proposed by the architect will be further developed. The urban environment will undergo significant changes, but at the same time, historical fragments will remain in it.

Keywords: contemporary architecture, historical environment, morphogenesis, nonlinearity, Hutong Bubble, Beijing, Ma Yansong

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.009

Текст полностью / Full text (pdf)

Е. В. Ермоленко

АРХИТЕКТУРА ПАМЯТИ. ОТ НЕКРОПОЛЯ К КЕНОТАФУ

XXI век принес изменения во все сферы жизни человека, во многом разрушив и привычный уклад, и традиционное отношение к незыблемым ранее основам. Изменения коснулись и архитектуры городских кладбищ, самых, казалось бы, консервативных структур, связанных с глубинным религиозным и культурным кодом человека. Современные бюро предлагают интегрировать кладбища в ткань города, превратив их в своеобразные философско-экзистенциальные парки. На примере работ Karres+Brands, STOA Architecti, А. Драгони и других проектных бюро рассмотрены архитектурные приемы, используемые зодчими для построения кладбищенских структур в пространстве современного города.

Ключевые слова: некрополь, современное кладбище, регулярные структуры, память рода, кенотаф

E. V. Ermolenko

MEMORY ARCHITECTURE. FROM THE NECROPOLIS TO THE CENOTAPH

The XXI century has brought changes in all spheres of human life, largely destroying both the usual way of life and the traditional attitude to the previously unshakable foundations. The changes also affected the architecture of city cemeteries, the most seemingly conservative structures associated with the deep religious and cultural code of man. Modern bureaus propose to integrate cemeteries into the fabric of the city, turning them into a kind of philosophical and existential parks. On the example of the works of Karres and Brands, STOA Architecti, A. Dragoni and others will consider what architectural techniques are used by architects today, and if cemeteries are a «cultural mirror of society», then how can the views of a modern person be reflected in these ritual spaces.

Keywords: necropolis, modern cemetery, regular structures, family memory, cenotaph

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.010

Текст полностью / Full text (pdf)

Л. В. Копылова

РОЖДЕНИЕ НОВОГО УРБАНИЗМА

Новый урбанизм — градостроительное движение, возникшее как реакция на опыт панельных районов корбюзианского типа. В статье рассматриваются причины возникновения Нового урбанизма, анализируются истоки явления в проектах городов-садов и американском движении «За красивый город», прослеживаются первые шаги Нового урбанизма в США и Европе и его институциональное оформление, разбираются главные идеи и постулаты движения, высказанные его основателями — градостроителями Андресом Дюани и Элизабет Платэ-Зайберк (США), урбанистом Леоном Крие (Люксембург). Дана оценка роли Нового урбанизма и его влияния на тенденции современного градостроительства.

Ключевые слова: Новый урбанизм, традиционные города, города-сады, Леон Крие, Андрес Дюани, Лиз Платэ-Зайберк, Сисайд, Селебрейшн, Паундбери

L. V. Kopylova

THE BIRTH OF THE NEW URBANISM

New Urbanism is an urban movement that emerged as a reaction to the experience of Corbusian-type panel districts. The article discusses the causes of the emergence of New Urbanism, analyzes the origins of the phenomenon in garden city projects and the American movement “City Beautiful”, traces the first steps of New Urbanism in the USA and Europe and its institutional design, analyzes the main ideas and postulates of the movement expressed by its founders — urban planners Andres Duany and Elizabeth Plate-Syberk (USA), urbanist Leon Krier (Luxembourg). An assessment of the role of New Urbanism and its influence on the trends of modern urban planning is given.

Keywords: New urbanism, traditional cities, garden cities, Leon Krier, Andres Duany, Liz Plate- Zyberk, Seaside, Celebration, Poundbury

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.011

Текст полностью / Full text (pdf)

Ю. Ради

ПЛАН «ОБУС» ЛЕ КОРБЮЗЬЕ: НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ АЛЖИРА

Стремление развивать и расширять Алжир, город с глубокой историей и прекрасным географическим расположением на североафриканском побережье, всегда было целью ряда архитекторов и урбанистов, особенно в колониальный период. В этой статье такое стремление можно увидеть на примере плана, предложенного Ле Корбюзье. После своего визита в 1931 г. в Алжир Ле Корбюзье взял на себя смелость разработать план будущего Алжира, он назвал его “план Obus”. В статье этот проект анализируется с разных точек зрения, выявляется роль “Касбы”, влияющей на план Obus. Также рассматривается реальное намерение Ле Корбюзье предложить к реализации этот план будущего Алжира, который является первым в своем роде. Целью статьи является изучение плана Obus с точки зрения взгляда на устойчивое развитие и его соответствия современным принципам устойчивого развития, а также выявление причин, по которым этот мега- проект не только не был осуществлен, но и был далек от того, чтобы быть реализованным.

Ключевые слова: План Обус, Касба, Машина для жизни, Городской апартеид, Дорожный город, Колониальный урбанизм

Y. Radi

LE CORBUSIER’S PLAN OBUS: THE UNREALIZED PROJECT OF ALGIERS

The will to develop and expand Algiers, which is a city with a deep history and a nice geographic location in the north African coast, always has been an ambition for different architects and urbanists through time especially during the colonial period, in this paper, that ambition can be seen in the plan proposed by Le Сorbusier. After his visit in 1931 to Algiers, the Corbusier took it upon himself to design a plan for a future Algiers, he called it Plan Obus. This paper discusses this project from different points of view and what is the role of »The Casbah» influencing the Obus plan, we will also look at the real intention of Corbusier of proposing this future plan of Algiers which is the first of its kind, the paper aims to study the Obus plan from a Sustainable development view and if it matches with the Sustainable development pillars nowadays, and what are the causes which made this mega project not realizable and far from to be built.

Keywords: Plan Obus, Casbah, Machine for living, Urban apartheid, Road Town, Colonial urbanism

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.012

Текст полностью / Full text (pdf)

Е. Ю. Рыбакова 

ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕМЕЦКИХ ГОРОДОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ «КРИТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ» БЕРЛИНА

Известная на весь мир концепция «критической реконструкции» Ханса Штимманна, примененная при восстановлении Берлина после падения Стены, дала возможность восстанавливаться городу по своему собственному пути. Основываясь на анализе и систематизации знаний немецкого опыта, связанного с «критической реконструкцией», многие исследователи данного процесса утверждают, что избранный путь архитектурного воссоединения столицы Германии после объединения — процесс уникальный, не имеющий аналогов по своему охвату. И это, бесспорно, так. Однако стоит отметить, что данное глобальное явление имело серьезную подоснову, поскольку результаты продуктивного регламентного ограничения зодчих 1990-х гг. базируются на опыте воссоздания послевоенных городов Западной Германии 1950–1980-х гг.

Ключевые слова: восстановление городов Западной Германии, «критическая реконструкция» Берлина, Ханс Штимманн, сохранение традиций

E. Yu. Rybakova

THE EXPERIENCE OF RESTORING GERMAN CITIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE «CRITICAL RECONSTRUCTION» OF BERLIN

The world-famous concept of “critical reconstruction” by Hans Stimmann, applied during the restoration of Berlin after the fall of the Wall, made it possible for the city to recover in its own way. Based on the analysis and systematization of the knowledge of the German experience associated with the “critical reconstruction”, many researchers of this process claim that the chosen path of architectural reunification of the capital of Germany after unification is a unique process that has no analogues in its scope. And this is undoubtedly true. However, it is worth noting that this global phenomenon had a serious basis, since the results of the productive regulatory restriction of architects of the 1990s are based on the experience of recreating post-war cities in West Germany of the 1950–1980s.

Keywords: reconstruction of cities in West Germany, “critical reconstruction” of Berlin, Hans Stimmann, preservation of traditions

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.013

Текст полностью / Full text (pdf)

Н. А. Унагаева

АРХИТЕКТУРНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

В статье рассматриваются приемы формирования пешеходных коммуникаций в застройке города. Акцент сделан на взаимодействии зданий и пространства как на уровне визуальных связей, так и на уровне физической и/или композиционной интеграции архитектурного объема с окружением. Рассмотрен ряд примеров, где архитектурная артикуляция зданий направлена на формирование комфортной, безопасной, гуманной внешней среды. Таким образом, физиологически «проговаривается» не только функция самого здания, но и сценарий использования окружающего пространства. В таком случае, что есть «граница архитектуры» и какой ресурс содержится в «массе» для организации «пустоты» и в целом для повышения «пешеходности» города? Все рассматриваемые примеры приведены из одного города — Сиэтла в штате Вашингтон, США.

Ключевые слова: артикуляция архитектуры, коммуникация, среда города, открытое обще- ственное пространство, пешеходное пространство

N. A. Unagaeva

ARCHITECTURAL ARTICULATION AS A MEANS OF FORMING COMFORTABLE PEDESTRIAN COMMUNICATIONS

The article discusses the methods of formation of pedestrian communications in the development of the city. The emphasis is placed on the interaction of buildings and space, both at the level of visual connections, and at the level of physical and/or compositional integration of the architectural volume with the environment. A number of examples are considered where the architectural articulation of buildings is aimed at creating a comfortable, safe, humane external environment. Thus, not only the function of the building itself, but also the scenario of the use of the surrounding space is physiologically “spoken out”. In this case, what is the “border of architecture” and what resource is contained in the “mass” for the organization of “emptiness” and in general to increase the “pedestrian” of the city? All the examples under consideration are from one city — Seattle, Washington, USA.

Keywords: articulation of architecture, communication, urban environment, open public space, pedestrian space

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.014

Текст полностью / Full text (pdf)

О. И. Явейн 

ТЕПЕРЬ И ВСЕГДА

Рецензия на книгу: Волчок Ю. П. Здесь и везде. Теперь и всегда : в 2-х кн. Кн. 1. Тектонический подход в зодчестве; Кн. 2. История архитектуры Новейшего времени. Расширение горизонтов методологии. М.: TATLIN, 2023. 464 с., 432 с. ISBN 978-5-00075-321-7 / ISBN 978-5-00075-324-8 (Книга первая), ISBN 978-5-00075-321-7 / ISBN 978-5-00075-325-5 (Книга вторая)

O. I. Yawein

NOW AND ALWAYS 

DOI: 10.25995/NIITIAG.2023.20.1.015

Текст полностью / Full text (pdf)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *