СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА МИРА, ВЫП. 19

 

Ссылка для цитирования:

Современная архитектура мира. Вып. 19 (2/2022) / Гл. ред., сост. Н. А. Коновалова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2022. — 292 с.

Contemporary World’s Architecture. Vol. 19 (2/2022) / Edid. by N. Konovalova. — Moscow, Saint-Petersburg: , Nestor-Istoriya, 2022. — 292 p.

Титул и оборот титула (19) (pdf)

Н. А. Коновалова

СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ: «СМИРЕНИЕ» VS «АМБИЦИОЗНОСТЬ»

Присуждение Притцкеровской премии 2022 г. Френсису Кере вновь обострило вопрос об актуальных качествах архитектуры, которые диктует современность. Прежде всего к ним относятся уместность, экологичность, экономия ресурсов, укорененность. Такой линии развития современной архитектуры придерживаются и другие известные представители профессионального сообщества. Актуальность «звездной архитектуры» начинает ставиться под сомнение. В этой связи представляется особенно актуальным призыв японского архитектора К. Кумы к «смирению» архитектуры как ее главной миссии в современном мире. В статье делается попытка анализа современных теоретических концепций, направленных на критику эгоцентрической архитектуры.
Ключевые слова: устойчивая архитектура, социальная функция архитектуры, Франсис Кере, «звездная» архитектура, «смирение архитектуры», Кэнго Кума, концепция «антиобъекта» в архитектуре

N.A. Konovalova

STRATEGIES FOR THE SUSTAINABILITY OF MODERN ARCHITECTURE: “HUMILITY” VS “AMBITION”

The Pritzker Architecture Prize 2022 award presentation to Francis Kéré reinforced the
question of which architectural qualities are being dictated by modernity. Relevance, eco-friendliness, resource economy and cultural roots resemblance are definitely among them. The trajectory established in accordance with these qualities is being followed by many other representatives of the professional community. Relevance of the «star architecture» becomes doubtful. In given settings the call by K. Kuma, who suggests that contemporary architecture must become more «humble» is regarded as more up to date as ever. In the article the attempt is made to analyze modern theoretical concepts which aim to criticise the egocentric architecture.
Keywords: sustainable architecture, social function of architecture, Francis Kéré, «star architecture», «humility of architecture», Kengo Kuma, «anti-object» concept in architecture

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.001

Текст полностью / Full text (pdf)

М. В. Дуцев

ТЕАТР ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕНОВАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ К 800-ЛЕТИЮ НИЖНЕГО НОВГОРОДА)

Театральность — неотъемлемое качество городской среды, которое сегодня расширяет свои границы, приумножает смыслы и формы, находит новых адресатов. Современный город предлагает сразу несколько сценариев средового театра: контекстных, социальных, эстетических, естественно-природных. Активно взаимодействуя с пользователем, городское пространство
ведет доверительный диалог, в котором ключевыми критериями становятся достоверность сюжетов и подлинные чувства человека. В статье предпринята попытка оригинальной оценки модернизированных к юбилею Нижнего Новгорода знаковых общественных пространств (Кремль, ул. Большая Покровская, Александровский сад, Стрелка, набережная Федоровского) с позиции формирования целостного правдивого образа. Художественная интеграция, аура, витальность, динамическая идентичность, природа и органические закономерности, коммуникация, перформативность, театрализация и проблема индивидуальной реальности — образуют поле сущностных понятий для осмысления среды, что позволяет сформулировать обновленное понимание городского «театра» и авторский подход к определению его жизнеспособности. Предложенный взгляд может быть полезен как для развития актуальной исследовательской оптики, так и в вопросах совершенствования инструментов профессиональной работы современного архитектора.
Ключевые слова: художественная интеграция, аура, витальность, идентичность, экология, коммуникация, перформативность, театральность, архитектурная среда

M. V. Dutsev

URBAN ENVIRONMENT THEATER (ON THE EXAMPLE OF RENOVATION OF PUBLIC SPACES FOR THE 800TH ANNIVERSARY OF NIZHNY NOVGOROD)

Theatricality is an integral quality of the urban environment, which today expands its boundaries, multiplies meanings and forms, finds new addressees. The modern city offers several scenarios of environmental theater at once: contextual, social, aesthetic, natural. Actively interacting with the user, the urban space conducts a confidential dialogue in which the authenticity of the plots and the genuine feelings of a person become the key criteria. The article attempts an original assessment of the iconic public spaces modernized for the anniversary of Nizhny Novgorod (the Kremlin, Bolshaya Pokrovskaya St., Alexander Garden, Strelka, Fedorovsky Embankment) from the position of forming a holistic truthful image. Art integration, aura, vitality, dynamic identity, nature and organic patterns, communication, performativity, theatricalization and the problem of individual reality form a field of essential concepts for understanding the environment, which allows us to formulate an updated understanding of the urban “theater” and the author’s approach to determining its viability. The proposed view can be useful both for the development of current research optics, and in matters of improving the tools of professional work of a contemporary architect.

Keywords: art integration, aura, vitality, identity, ecology, communication, performativity, theatricality, architectural environment

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.002

Текст полностью / Full text (pdf)

И. В. Киричков

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТЕЛЯ «MORPHEUS» В МАКАО

Отель Morpheus в Макао, входящий в обширный игорно-гостиничный комплекс The City of Dreams — один из последних проектов Захи Хадид, в котором реализована уникальная технология экзоскелета в виде несущего пространственного каркаса. Заха Хадид и на этот раз осталась верна своей параметрической парадигме, затронувшей чуть ли не все аспекты дизайна — конструкции, отделку интерьеров, благоустройство прилегающей территории и пр. Этот проект стал итогом 40-летних исследований бюро Zaha Hadid Architects в области архитектурного проектирования. Выделяясь на фоне городской среды, здание создает ощущение нереального, возникшего из мира фантазий. Полученный опыт открывает новые возможности для современной архитектуры. Параметрическая модель сочетает в себе эстетические, структурные и производственные требования, радикально меняя процесс планировки и построения среды.
Ключевые слова: современная архитектура, экзоскелет, параметризм, формообразование, Макао, отель Morpheus

I. V. Kirichkov

MORPHOGINESIS PRINCIPLES OF THE MORPHEUS HOTEL IN MACAU

The Morpheus Hotel in Macau, part of the City of Dreams wide gambling and hotel complex is one of her latest projects. There was implemented an unique exoskeleton technology as a supporting spatial fram. In this project, Zaha Hadid remained devout to her parametric paradigm, which affected almost all aspects of design — construction, interior decoration, landscaping, etc. This project was the result of 40 years of research by Zaha Hadid Architects in the field of architectural design. Standing out from the urban environment, the building creates a feeling of unreality that arose from the world of fantasies. In general, the experience gained opens up new opportunities for modern architecture. The parametric model combines aesthetic, structural and production requirements, radically changing the process of planning and environment creation.

Keywords: contemporary architecture, exoskeleton, parametrism, morphogenesis, Macau, Morpheus hotel

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.003

Текст полностью / Full text (pdf)

А. С. Куцак

ДЖОН ХЕЙДУК. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОНСТРУКТОР КАК ГЕНЕРАТИВНАЯ ГРАММАТИКА

Неисследованный в отечественной теории выдающийся американский архитектор второй половины ХХ века Джон Хейдук до сих пор остается загадкой и для зарубежных критиков. Статья представляет развернутый анализ работ архитектора, которого называют «строителем миров». Открыта модель пространственного конструктора как проектного метода Хейдука, которая
может быть соотнесена с принципами генеративной грамматики. Впервые теория порождающих моделей языка утверждается как универсальный метод мышления в процессе создания произведения, когда на основе конечного ряда закономерностей создается неповторяющееся бесконечное множество форм целого. На основании найденных закономерностей пространственного конструктора в статье формулируется гипотеза о рассмотрении архитектуры Хейдука как некой системы невербальной ком
муникации.
Ключевые слова: Джон Хейдук, генеративная грамматика, тематизация геометрии, антропоморфизм, двойники

A. S. Kutsak

JOHN HEJDUK. SPATIAL CONSTRUCTOR AS A GENERATIVE
GRAMMAR

Unstudied in Russian theory, an outstanding American architect of the second half of the 20th century, John Hejduk still remains a mystery to foreign critics. The article presents an analysis of the work of the architect, called the “builder of worlds”. A model of the spatial constructor, which can be correlated with the principles of generative grammar, was discovered as Hejduk’s design method. For the first time, the theory of generative grammar of language is approved as a universal method of thinking in the process of creating, when, based on a finite series of regularities, a non-repeating infinite number of forms is revealed. Based on the found patterns of the spatial constructor, a hypothesis about considering Hejduk’s architecture as a kind of system of non-verbal communication is formulated.

Keywords: John Hejduk, generative grammar, thematisation of geometry, anthropomorphism, doubles

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.004

Текст полностью / Full text (pdf)

Е. В. Ермоленко

НОВЕЙШИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЕНГРИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация. Статья посвящена выявлению значимых тенденций и архитектурных приемов, используемых при проектировании новейших учреждений культуры на территории Венгрии. Конкурс на реконструкцию крупнейшего городского парка Будапешта — Варошлигет — привлек звезд мировой архитектуры, продемонстрировал яркую палитру возможностей современного зодчества.
На проектах зданий культуры и искусства архитекторы соревнуются в своих умениях и авторской индивидуальности. Новые идеи и концепции в значительной мере повлияли на архитектуру Венгрии, долгое время находящуюся в состоянии стагнации. На основе анализа реализованных зданий — Музея Этнографии (бюро NAPUR Architect), Дома венгерской музыки (арх. Со Фудзимото), здания
Национального театра танца (бюро ZDA — Zoboki Design and Architecture), а также ряда проектов учреждений культуры определены наиболее значимые архитектурные приемы построения. Проводится сопоставление этих приемов с наиболее заметными и яркими общемировыми тенденциями.
Ключевые слова: проект реконструкции Варошлигет, этнографический музей, Дом венгерской музыки, новейшие тенденции в архитектуре учреждений культуры

E. V. Ermolenko

HUNGARY’S NEWEST CULTURAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF MODERN TRENDS IN WORLD ARCHITECTURE

The article is devoted to the identification of significant trends and architectural techniques used in the design of the newest cultural institutions in Hungary. The competition for the reconstruction of the largest city park in Budapest — Varoshliget — attracted the stars of world architecture, demonstrated a bright palette of possibilities of modern architecture. On projects of buildings of culture and art, architects compete in their skills and author’s individuality. New ideas and concepts have greatly influenced the architecture of Hungary, which has been in a state of stagnation for a long time. Based on the analysis of realized buildings — the Museum of Ethnography (NAPUR Architect bureau), the House of Hungarian Music (arch. So Fujimoto), the buildings of the National Dance Theater (bureau ZDA — Zoboki Design and Architecture) as well as a number of projects of cultural institutions identified the most significant architectural techniques of construction. These techniques are compared with the most noticeable and striking global trends.

Keywords: Varoshliget reconstruction project, ethnographic Museum, House of Hungarian Music, the latest trends in the architecture of cultural institutions

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.005

Текст полностью / Full text (pdf)

Т.И. Возвышаева

МЕЖДУ АКАДЕМИЗМОМ И ПРАКТИКОЙ. РАБОТЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ КОМПАНИИ RSH+P

Наряду с такими принципами, как прагматизм, изобретательность, научный под- ход и продуманность решений, творчество Ричарда Роджерса и его компании RSH+P, прежде всего, всегда было ориентировано на реализацию принципов высокой социальной ответственности архи- тектора перед обществом. Положения Конституции, составленной Роджерсом в качестве осново- полагающего документа своей компании, весьма отличны от профессиональных установок других архитектурных мастерских и представляют особый интерес. В качестве показательных примеров последовательного осуществления на практике этих принципов рассматриваются работы RSH+P последних двух десятилетий.

Ключевые слова: Ричард Роджерс, компания RSH+P, социальная ответственность, жилые мо- дули, общественные пространства

T. I. Vozvyshaeva

BETWEEN ACADEMICISM AND PRACTICE. WORKS OF RECENT YEARS OF THE COMPANY RSH+P

Along with such principles as pragmatism, ingenuity, scientific approach and thoughtfulness of solutions, the work of Richard Rogers and his company RSH+P has always been focused on the implementation of the principles of high social responsibility of the architect to society. The provisions of the Constitution, drafted by Rogers as the founding document of his company, are very different from the professional attitudes of other architectural workshops and are of particular interest. The work of RSH+P over the past two decades is seen as illustrative examples of the consistent implementation of these principles.

Keywords: Richard Rogers, RSH+P company, social responsibility, residential modules, public spaces

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.006

Текст полностью / Full text (pdf)

С. Л. Джасим

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСОТНОЙ ЗАСТРОЙКИ БАГДАДА

Статья представляет собой исследование концепта места как комплексного феномена, раскрывающегося через взаимодействие и интеграцию трех основных составляющих пространственной, концептуальной и деятельностной структур и их формальных характеристик. Дизайн городского ландшафта представляет собой создание идентификации и структурирование целостной совокупности мест для размещения человеческой деятельности, выражающей и символизирующей концепции и ценности использующего его сообщества. Целью статьи является определение региональной специфики архитектурно-композиционного формирования высотных доминант Багдада. Автор концентрируется на осмыслении влияния городского ландшафта, на восприятии места путем интерпретации перцептивного и когнитивного взаимодействия между человеком и городским ландшафтом, а также на изучении ментальных и когнитивных карт, которые люди хранят в своем сознании.
Ключевые слова: высотные доминанты, скайлайн, структурные стандарты и детерминанты, высотные здания Багдада

S. L. Jasim

ARCHITECTURAL, ARTISTIC, FUNCTIONAL AND PLANNING FEATURES OF MODERN HIGH-RISE BUILDINGS IN BAGHDAD

The article is a study of the concept of place as a complex phenomenon revealed through the interaction and integration of the three main components of spatial, conceptual and activity structures and their formal characteristics. The design of an urban landscape is the creation of identification and structuring of an integral set of places for the placement of human activity, expressing and symbolizing the concepts and values of the community using it. The purpose of the article is to determine the regional specifics of the architectural and compositional formation of the high-rise dominants of Baghdad. The author focuses on understanding the influence of the urban landscape, on the perception of a place through the interpretation of perceptual and cognitive interaction between a person and the urban landscape, as well as the study of mental and cognitive maps that people keep in their minds.

Keywords: high-rise dominants, skyline, structural standards and determinants, Baghdad high-rise buildings

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.007

Текст полностью / Full text (pdf)

Е. В. Барчугова, Н. А. Рочегова

ЖИЛЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Причиной существенных трансформаций жилой среды города является двойной план ее функционирования, где виртуальный слой коммуникаций смыкается в разных вариантах с реальным. Сочетание двух планов жизнедеятельности повлекло за собой перераспределение мест осуществления важнейших функций человека: социальной активности, потребления разнообразных форм культурных ценностей, мест приложения труда, организации пространства жилых образований. С приходом в жилье виртуальных форм деловых и культурных функций «дом» усилил свое значение как центр структурированного освоенного пространства. Территориальная удаленность дома от работы, торговых точек и досуговых центров нивелируется их виртуальной доступностью. В статье анализируются трансформации жилых образований города, не зависящие от их крупности (жилой микрорайон, квартал, жилая группа). Изменения коснулись форм проживания, инфраструктуры жилых образований, организации сообществ горожан, роли дворовых пространств и ландшафтной составляющей.
Ключевые слова: виртуализация жизни горожанина, модификация жилых образований, организация сообществ

E. V. Barchugova, N. A. Rochegova

RESIDENTIAL FORMATIONS AND THEIR COMPONENTS IN THE CONDITIONS OF LIFE VIRTUALIZATION

The reason for significant transformations of the residential environment of the city is the double plan of its functioning, where the virtual layer of communications merges with the real one in different ways. The combination of two plans of life activity entailed a redistribution of the places where the most important functions of a person are carried out: social activity, consumption of various forms of cultural values, places of application of labour, organization of the space of residential formations. With the advent of virtual forms of business and cultural functions in housing, the “home” has strengthened its significance as the canter of a structured developed space. The territorial remoteness of the house from work, retail outlets and leisure canters is levelled by their virtual accessibility. The article analyzes the transformation of the residential formations of the city, independent of their size (residential micro district, block, residential group). The changes affected the forms of living, the infrastructure of urban housing, the organization of communities of citizens, the role of courtyard spaces and the landscape component.

Keywords: urban life virtualization, modification of residential formations, community organization

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.008

Текст полностью / Full text (pdf)

Н. А. Сапрыкина

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЫ В АНТРОПОГЕННЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОБИТАНИЯ

В статье рассмотрена специфика формирования искусственной жилой среды в антропогенных экстремальных условиях обитания. Выявлены сценарии создания среды обитания в зависимости от физических и социальных параметров антропогенных условий в контексте обеспечения безопасности. Раскрыты критически обусловленные антропогенные среды с высоким риском техногенных катастроф, которые связаны с ситуациями устранения последствий и смягчения ущерба от стихийных бедствий. Установлены коммуникативно обусловленные антропогенные среды, связанные с корректировкой ситуаций нестабильности физической окружающей среды. Выявлены особенности организации безопасного образа жизни в политически обусловленных антропогенных средах. Определены экономически обусловленные антропогенные среды в контексте стратегии обновления городов в связи с миграцией.
Ключевые слова: экстремальность, среда обитания, антропогенные условия, обеспечение безопасности, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, методы спасения, обновление городов

N. A. Saprykina

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF AN ARTIFICIAL RESIDENTIAL ENVIRONMENT IN ANTHROPOGENIC EXTREME HABITAT CONDITIONS

The article considers the specifics of the formation of an artificial living environment in anthropogenic extreme living conditions. The scenarios of habitat creation depending on the physical and social parameters of anthropogenic conditions in the context of security have been identified. Critically conditioned anthropogenic environments with a high risk of man-made disasters, which are associated with situations of elimination of consequences and mitigation of damage from natural disasters, are disclosed. Communicatively conditioned anthropogenic environments associated with the correction of situations of instability of the physical environment are established. The features of the organization of a safe lifestyle in politically conditioned anthropogenic environments are revealed. Economically conditioned anthropogenic environments are defined in the context of urban renewal strategy in connection with migration.

Keywords: extremity, habitat, anthropogenic conditions, security, man-made disasters, natural disasters, rescue methods, urban renewal

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.009

Текст полностью / Full text (pdf)

С. Т. Габитов

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ГОРОДОВ АРКТИКИ

Арктика на сегодняшний день является одним из самых перспективных регионов в мире, обладающим колоссальными запасами природных ископаемых и биологических ресурсов. Территория Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) способна выступать в качестве следующего «фронтира» развития страны. Не меньший интерес представляет и транспортно-логистический потенциал региона: с расширением возможностей Северного морского пути связаны возрастающие перспективы использования этой национальной транспортной артерии РФ. Как торговый маршрут Северный морской путь является кратчайшим путем между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой. В статье анализируются современные тенденции в перестройке и принципах функционирования городов и поселений Арктики всех входящих в регион государств. Развитие технологического прогресса и процесс глобального изменения климата положили начало новому осмыслению пространства АЗРФ как драйвера возрождения освоенных территорий Заполярья.
Ключевые слова: арктические города, экстремальная среда, зарубежная Арктика

S. T. Gabitov

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CITIES IN THE ARCTIC

Today, the Arctic is one of the most promising regions in the world, with colossal reserves of natural minerals and biological resources. The territory of the Arctic zone of the Russian Federation is capable of acting as the next “frontier” of the country’s development. Of no less interest is the transport and logistics potential of the region: with the expansion of the Northern Sea Route, the growing prospects for using this national transport artery of the Russian Federation are associated. As a trade route, the Northern Sea Route is the shortest route between the countries of the Asia-Pacific region and Europe. The report analyzes current trends in the restructuring and principles of functioning of cities and settlements in the Arctic by all states in the region. The development of technological progress and the process of global climate change laid the foundation for a new understanding of the Russian Arctic space as a driver for the revival of the developed territories of the Arctic.

Keywords: Arctic cities, extreme environment, foreign Arctic

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.010

Текст полностью / Full text (pdf)

Д. И. Михейкин

ГОРОД-КУРОРТ ПИЦУНДА: УНИКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР РЕГЕНЕРАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В КОНЦЕ 1950–1960Х ГОДОВ

Статья посвящена уникальному примеру становления нового городского (по существу) образования на рубеже 1950–1960х гг. на месте и в окрестностях исторического поселения Пицунда. Генеральный план курорта органично включил в себя руинированные останки древнего античного города Питиунт, средневековую крепость и Пицундский храм (около X века), а также фактически и останки прочих храмов ранних средних веков, расположенных в реликтовом сосновом лесу, который также стал неотъемлемой частью нового города. В том числе некоторые другие постройки различных исторических эпох были включены в городскую ткань, как, например, старый маяк — в органичном ансамбле пансионатов курорта. Концептуально архитектурный облик курорта Пицунда был фактически сформирован в ключе репрезентации нового тогда понимания устройства мироздания в фундаментальной физике на основе общей теории относительности, ставшей к тому времени хорошо известной среди широкой общественности, — во всяком случае, это ярко демонстрирует общий характер архитектурно-художественной выразительности созданной новой среды.
Ключевые слова: модернизация, реновация, советская архитектура, советское градостроительство, Пицунда, Посохин, модернизм, постмодернизм

D. I. Mikheykin

PITSUNDA RESORT TOWN: A UNIQUE EXAMPLE OF THE REGENERATION AND MODERNIZATION OF A HISTORIC SETTLEMENT IN THE LATE 1950–1960S

The article is devoted to a unique example of the formation of a new urban education at the turn of the 1950–1960s on the site and near the historical settlement of Pitsunda. The general plan of the resort organically included the ruined remains of the ancient antique city of Pitiunt, the medieval fortress and the Pitsunda temple (about the 10th century), as well as, in fact, the remains of other temples of the early Middle Ages, located in a relic pine forest, which also became an integral part of the new city. Including some other buildings of various historical eras were included in the urban “fabric”, such as the old lighthouse — in the organic ensemble of the resort’s boarding houses. Conceptually, the architectural appearance of the Pitsunda resort was actually formed in the key to representing the then new understanding of the structure of the universe in fundamental physics based on the general theory of relativity, which by that time had become well known among the general public — in any case, this clearly demonstrates the general nature of the architectural and artistic expressiveness of the created new environment.

Keywords: Мodernization, renovation, Soviet architecture of the 1960s and 1970s, Soviet urban planning, Pitsunda, Posokhin, modernism, postmodernism

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.011

Текст полностью / Full text (pdf)

П. В. Панухин

СОВРЕМЕННОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ КАЗЕМАТИРОВАННОЙ КАЗАРМЫ КРЕПОСТИ КЕРЧЬ В КАЧЕСТВЕ АПАРТ-ОТЕЛЯ У КРЫМСКОГО МОСТА

В позиционировании пространства Крыма после возвращения полуострова в 2014 г. в состав России важное значение имеет единство его богатой исторической архитектуры и ее современного приспособления. В этой связи уникальный ансамбль крепости Керчь, расположенный в 200 м от Крымского моста играет особую роль «парадных ворот Крыма». В статье рассматривается комплексный проект современного использования крепости, выполненный архитектурным бюро П. В. Панухина, и одного из ее объектов — Большой казематированной казармы форта Тотлебен. Автор проекта излагает основные принципы единства исторической аксиологии и современного наполнения здания, приводит основные технико-экономические показатели проекта. Подчеркивается, что возвращение памятнику жилой функции в формате апарт-отеля является оптимальным проектным решением, востребованным в настоящее время.
Ключевые слова: Россия, Крым, Крымский мост, крепость Керчь, фортификационная архитектура, казематированная казарма, эскарп, валганг, Э. И. Тотлебен, объект наследия, современное приспособление объекта наследия, апарт-отель

P. V. Panukhin

MODERN ADAPTATION OF THE LARGE CASEMATED BARRACKS OF THE KERCH FORTRESS AS AN APARTMENT HOTEL NEAR THE CRIMEAN BRIDGE

In positioning the space of the Crimea after the return of the peninsula to Russia in 2014, the unity of its rich historical architecture and its modern adaptation is of great importance. In this regard, the unique ensemble of the Kerch Fortress, located 200 m from the Crimean Bridge, plays a special role as the “front gate of the Crimea”. The article considers a complex project of modern use of the fortress, executed by the architectural bureau of P. V. Panukhin, and one of its objects — the Large casemated barracks of Fort Totleben. The author of the project outlines the basic principles of unity of historical axiology and modern filling of the building, provides the main technical and economic indicators of the project. It is emphasized that the return of the residential function to the monument in the format of an apartment hotel is the optimal design solution that is currently in demand.

Keywords: Russia, Crimea, Crimean Bridge, Kerch Fortress, fortification architecture, casemated barracks, escarpment, valgang, E. I. Totleben, heritage site, modern adaptation of the heritage site, aparthotel

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.012

Текст полностью / Full text (pdf)

Н. С. Назарова

ДОМ КУЛЬТУРЫ «ГЭС-2» В МОСКВЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ДВОРЦА

Открывшийся недавно в Москве на Болотной набережной Дом культуры «ГЭС-2» (российский филиал VAC foundation) по проекту архитектора Ренцо Пьяно можно рассматривать как продолжение темы дворца в XXI в. Современное представление о дворце сложилось в результате эволюции его образа, который формировался в отечественной истории с конца XIX в. до настоящего времени. Многие из реализованных проектов советских дворцов на сегодняшний день находятся в аварийном положении, так как их состояние не поддерживается, не проводятся качественные реставрации зданий. Однако дворец как идея многофункционального общественного пространства не утратил своей актуальности, что подтверждается реализованным проектом Дома культуры «ГЭС-2» в Москве. В статье проводится комплексный анализ пространственного и функционального устройства, выявляются контекстуальные особенности места и утверждается взаимосвязь с итальянской площадкой VAC, расположенной в историческом палаццо на набережной Дзаттере в Венеции. Констатируется, что пример московской архитектуры ГЭС-2 является развитием образа дворца и иллюстрирует его современное восприятие, которое основано на идее дворца как общественного многофункционального здания.
Ключевые слова: Дом культуры «ГЭС-2» в Москве, Ренцо Пьяно, развитие образа советского дворца, современный образ дворца, дворец как общественное здание

N. S. Nazarova

GES-2 HOUSE OF CULTURE IN MOSCOW AS REALIZATION OF MODERN REPRESENTATION OF THE PALACE

Abstract. The GES-2 House of Culture (the Russian agency for the V-A-C foundation), recently completed on Bolotnaya Embankment, designed by architect Renzo Piano, can be seen as a resumption of the palace theme in the 21st century. The modern idea of the palace was formed as a result of the evolution of its image, which has been developed in Russian history from the end of the 19th century to the present. Many of the implemented projects of Soviet palaces today can be found in a very bad quality, since their condition is not maintained, and professional restoration of buildings has not been carried out. However, the palace as an idea of a multifunctional public space has not lost its relevance, which is proved by the realized GES-2 project in Moscow. The article provides a complex analysis of the spatial and functional structure, reveals the contextual features of the place and affirms the relationship with the Italian V-A-C building, located in the historic palazzo on the Zattere embankment in Venice. It is stated that the example of GES-2 architecture is the development of the palace image. Moreover, it illustrates the modern perception of this type of the building, which is based on the idea of the palace as a public multifunctional building.

Keywords: GES-2 in Moscow, Renzo Piano, the development of the soviet palace image, modern vision of the palace, palace as public building

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.013

Текст полностью / Full text (pdf)

Г. А. Птичникова

ЛАНДШАФТНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОБУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ

G. A. Ptichnikova

LANDSCAPE AND URBAN PLANNING: TRAINING AND TEACHING

DOI: 10.25995/NIITIAG.2022.19.2.014

Текст полностью / Full text (pdf)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *